Исследование: гендерный гэп в зарплатах SMM-отрасли

Месяц назад я опубликовал большой материал с рейтингом зарплат специалистов разных направлений и уровней по SMM. В процессе его подготовки я решил, на своих данных, проверить, насколько Российскому Digital актуален вопрос «зарплатного гэпа» между мужчинами и женщинами.

Глубоко погружаться в тему времени не было, но первая же выборка равнозначных специалистов показала, что копать в эту сторону нужно:

В этой статье я не стремлюсь набросить, сделать глубокие выводы или кого-то в чём-то переубедить. Я просто собрал данные и проанализировал их. Сухие факты.

Выборка 2412 анкет специалистов из России, которые сами заполнили данные в августе 2021 года. Выборка может быть не до конца репрезентативной, так как свой блог и аудиторию я отношу к сегменту «адекватного и здравого SMM», за его пределами тоже есть жизнь, инфоцыганство и другие странности, поэтому там данные могут отличаться.

70,3% всех специалистов, которые заполнили анкету — девушки. Это хорошо видно в распределении профессий по гендеру:

Первые признаки того, что анализ будет интересным, видны уже в распределении мужчин и женщин относительно их профессионального уровня и должности. Чем выше уровень специалиста, тем больший процент за мужчинами. Соотношение мужчин и женщин на руководящих позициях повторяет прошлогоднее распределение 1 в 1, буквально до процента.

При этом среди мужчин 14% Junior-специалистов, среди девушек их 20%.

46,7% девушек указали свой профессиональный уровень Middle, у мужчин их 38%.

Зато Senior-специалистов + руководителей разных уровней среди мужсикх анкеты целых 48%! У девушек значительно меньше, только 32,8%.

Можно ли объяснить профессионализм и позицию тем, что мы в разное время приходим в профессию? Нет. Распределение анкет 1 в 1 повторяется среди всех.


ЗАРПЛАТЫ


Проанализировать все связки «город + позиция + специальность» не представляется возможным, для всех групп просто не хватит анкет, данные будут нерепрезентативными. Поэтому я взять две самые популярные профессии (по числу анкет) и проанализировал то, что смог.

Может быть такая проблема только в Москве?

Может быть такая проблема только у штатных специалистов, их не ценят работодатели, живут в плену стереотипов. Я проверил ещё и средний чек по фриланс-проектам:

Если выбрать только Москву у женщин, то средняя стоимость проекта у Middle-специалиста снизится до 22000

mave — единственный в СНГ инструмент для поиска подкастов и анализа их realtime статистики для рекламных интеграций.

Динамика прослушиваний, данные по аудитории и чарты подкаста ждут тебя в mave.


Возможно эта проблема только в SMM? «Девушки ведут более простые проекты, делают в основном контент и всё. А вот мужчины берут на себя много ответственности, отсюда такая разница в ЗП»! Проверим это утверждение и проанализирую проекты по таргетированной рекламе. Что может быть более «стандартизированным», чем ведение трафиковых кампаний. Это данные по 112 анкетам фрилансеров-таргетолов:


10%

Минимум на столько женщины зарабатывают меньше в SMM, чем мужчины.

Я повторюсь, мои данные нельзя на 100% назвать репрезентативными. Хоть общая выборка и большая, но она не подходит под статистически верную выборку, чтобы говорить обо всей отрасли. Я не претендую в своём исследовании на научную достоверность. При этом, если проанализировать все мои анкеты, то…

18,8% девушек работающих в штате зарабатывают больше 100 000 рублей и больше.

41,8% мужчин зарабатывают больше 100 000 рублей в штате.

Сколько вообще надо работать, чтобы дойти до таких зарплат?

Я допустил ошибку в интерфейсе и анкетируемые не могли указать свой точный стаж, только выбрать 1 из нескольких интервалов. В итоге данные не полные, но…

Незначительно, но в среднем мужчины достигают дохода в 100 тысяч рублей быстрее, чем женщины:


ПОЧЕМУ ТАК?

Возможно женщин меньше ценят работодатели и сокращают зарплаты чаще, чем мужчинам. Как раз ковид, можно проверить гипотезу:

Особой разницы нет. Зарплатный гэп не объяснить тем, что за время Ковида у мужчин доход рос в большую сторону чаще на 3%.

Я читал в комментариях, что «женщины просто меньше стремятся к повышениею, ответственности и всё такое». Такой вопрос задать сложно, чтобы получить честный ответ. Поэтому я решил проанализировать косвенные данные, которые собирал в своей анкете.

Устраивает ли вас ваш доход?

41,6% мужчин хочет зарабатывать больше, среди женщин 58,8% хотели бы повысить свой доход.

То есть мотивация есть.

40,2% мужчин ведут дополнительные проекты помимо основной работы, подрабатывая на стороне. И 37,7% женщин делает также. Разницы хоть и есть, но очень незначительна. 

С другой стороны такую разницу можно объяснить тем, что женщины меньше зарабатывают (исходя из предыдущих графиков). Я решил разделить всех мужчин и женщин, вне зависимости от их географии, профессии и навыков, на 2 группы. Критерий простой: зарабатывают больше или меньше медианы по своему гендеру.

Ответ на тот же вопрос «устраивает ли вас ваш доход?»:

Женщины: меньше медианы хотят больше зарабатывать 72,9%. Среди мужчин только 55,4%! То есть мотивация зарабатывать у девушек даже выше, чем у мужчин.

Среди девушек, которые зарабатывают больше медианой зарплаты, только 44,8% хотели бы увеличить свой доход. У мужчин этот процент вообще снижается до 26,2%!

Можно сказать, что медианная зарплата у мужчин и женщин разная, поэтому сравнивать неправильно. Я выбрал зарплатный диапазон 100 — 130 тысяч рублей. Среди мужчин с такой зарплатой хотели бы увеличить свой доход 28%, среди женщин 32,9%. 

Один из самых распространённых вариантов повысить себе зарплату — сменить работу. Возможно женщины меньше хотят рисковать и менять работу, поэтому довольствуются прежними условиями на текущей работе?

57,2% девушек не планируют менять работу в этом году.

63,4% мужчин не планируют менять работу в этом году.

Нет, девушки даже чаще хотят поменять свою работу. Может из-за того, что много женщины мало зарабатывает и это ломает статистику?

% мужчин, не планирующих менять работу в этом году:

ЗП ниже медианы: 52,9%

ЗП выше медианы: 72,6%

% женщин, не планирующих менять работу в этом году:

ЗП ниже медианы: 52,1%

ЗП выше медианы: 64,5%

Даже имея высокую зарплату девушки всё же чаще настроены на смену работы.

Я сравнил, сколько лет в среднем работают специалисты, которые называют себя Middle:

Стаж у девушек, указавший свой профессиональный уровень Middle.
Стаж у мужчин, указавший свой профессиональный уровень Middle.

9,2% мужчин против 6,8% женщин имеют стаж меньше года и уже считают себя «мидлами» (ну-ну) и 14,3% мужчин с годовым стажем уже называют себя Middle-спецами, против 20,2% у девушек. Стаж никак не взаимосвязан с уровнем специалиста, можно и 5 лет проработать в профессии оставаясь джуном, но за срок меньше года практически нереально стать настоящим мидлом. Можем увидеть, кто и как себя переоценивает.

К сожалению, в анкету я не включил вопросы по поводу наличия детей и вопроса о вопросах на собеседованиях. Например как часто интересуются у вас на собеседовании про детей и планах на их появление в ближайшее время. В следующем году включу.

ВЫВОДЫ

Их нет у меня. Не Digital-блогеру рассуждать о том, откуда берётся зарплатный разрыв между мужчинами и девушками.

Могу сказать о своём опыте. Я в Digital больше 7 лет, работал и в агентствах и in-house, сейчас фрилансер. За это время я твёрдо убедился, что большая часть специалистов в маркетинге и Digital — девушки. А ещё их часто зовут Катя (шутка). И в своих проектах я ни разу не заметил разницы между специалистами разного пола. Не пол определяет навыки, умения или способности, а «балбес ты или нет».

Мне повезло поработать с очень крутыми девчонками и парнями, которые менеджерили сложнейшие проекты и не прогибались под нагрузкой. Я имел доступ к зарплатным ведомостям, сам управлял отделами и направлениями и ни разу не замечал в своей работе разницы в оплате труда у девушек и парней. Поэтому да, я на 100% убеждён, что зарплатный гэп существует, но не везде. Возможно в вашем коллективе всё хорошо, вот в моих точно всё было круто.

Но это не значит, что проблемы в принципе нет.

Я вот точно знаю, что на части встреч, тендерных презентаций и дебрифингов я присутствовал не потому, что был нужен, а чтобы клиент видел перед собой и «профессионального мужчину», а не только «девчонок». В больших компаниях такое было, к слову.


Мой короткий пост в моём Telegram-канале сразу вызвал бурную дискуссию, которая легко скатывается в грубость, оскорбления и транслирование стереотипов. Тема острая и я настоятельно рекомендую воздержаться от необдуманных поступков в комментариях на моих платформах (и тут). Я баню быстро, давайте жить дружно и оставаться профессионалами везде и всегда.

Лучший блог про Instagram в социальных сетях.

Подписался на свежие статьи?

Insta-профиль с постами-карточками
Telegram-канал
Группа Вконтакте
Страница в Facebook
Youtub
e-канал

Подкаст Dnative про новости digital и SMM. Каждый день по будням!

Слушаешь?

Больше 400 выпусков! Слушай подкаст тут

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

Close