Нужно ли всё знать? Развитие и многопрофильность в маркетинге

Даже не так. Можно ли вообще всё знать? Давайте обсудим многопрофильных специалистов. Они существуют? Точно есть.

Знаю одного, он как раз пишет эту статью. Блог заставляет уметь многое: сделать сайт на WordPress, заниматься вёрсткой, делать подкасты, видео. Я даже умею администрировать GetCourse. И это помимо основных навыков: SMM-стратегия, аналитика, тексты, чтение лекций и презентация-строение, управление проектами, коммуникабельность и так далее. А, кстати, ещё я интернет-маркетолог, стартапер, занимаюсь консалтингом и комьюнити-менеджер. 

А не дофига ли всего? Скажу вам, дофига. Можно на это всё посмотреть и сказать —  Лёша молодец. А можно спросить, всё ли из этого ты умеешь делать хорошо? 

И тут будет ответ на статью, но в духе современной модной бизнес литературы, мне нужно налить пару тысяч символов текста, мусоля мысль по кругу, прежде чем я дам ответ на главный вопрос всего. 

Нет, из всего списка я хорош далеко не во всём. Ибо это требует постоянной практики и много сотен часов на развитие, что физически не возможно. 

Поэтому мой главный фокус — SMM-стратегия и развитие блога с постепенным делегированием части технических задач на других специалистов. 

Главная проблема многопрофильности

Всё и ничего одновременно. Масса SMM-специалистов (маркетологов, интернет-маркетологов и так далее) поверхностно умеет делать типа всё, но по факту, в каждом направлении своей работы они значительно уступают профильному спецу.

Почему тогда у них есть работа и они востребованы на рынке? От экономии клиентов. Если SMM денег не приносит (не видно напрямую влияния), но соцсети вести надо, то зачем платить 3-4 разным классным специалистам, если можно нанять многорукого «бога SMM». Отсюда и спрос на них.

Но какое будущее? Мой прогноз — незавидное. Подробнее раскрывал мысль в статье про варианты развития SMM-специалистов «Кто такой SMMщик и что он должен делать?»

С другой стороны, чем большим количеством навыков ты обладаешь, тем ты более устойчив на рынке труда, лучше разбираешься в смежных областях и вообще молодец. Не спорю с этим.

Так и как быть?

Уверен, что должен быть фокусный навык. Вот прям главное, что ты (я) умеешь. SMM-стратегия, для меня, никак не исключает умение делать контент. Запись подкастов не стирает мои навыки по работе с рекламными кабинетами и желание держать руку на пульсе новых технологий.

Просто выбирая проекты, варианты развития и обучения, я всегда фокусируюсь на Стратегии, а не чём-то другом. Фокус позволяет выделять больше времени и ресурсов на что-то одно и становиться всё лучше и лучше в нём.

Приведу пример, как это сработало в моём случае. Несколько лет назад я работал проектным директором в SETTERS. Всё было классно, кроме того, что я хотел заниматься и фокусироваться на стратегии и чувствовать свой продукт. Это увидели ребята и предложили мне заняться запуском онлайн-курсов агентства, так как до этого был только оффлайновый формат.

У меня появился свой проект и я с радостью включился в работу. А потом осознал, что это ещё дальше уводит меня от того, чем мне реально нравится заниматься и в чём я хорош. И что теперь нужно прокачивать другие навыки. Например развиваться в методологии, разбираться в системах CMS для курсов и много чего ещё. Это интересно? Да. Это уводит меня в сторону? Определённо.

Практики запусков онлайн-курсов, новые метрики, всё это дивный новый мир, который меня не так уж сильно и увлекал. Я вернулся в стратегию и ушёл с этой позиции. Потому что фокус на чём-то одном.


Что делать?

Рынок труда, особенно на фрилансе, постоянно будет двигать тебя и меня в сторону многопрофильности. Это норм. Но никто не мешает выбрать главное направление экспертизы и опыта, которое приносит максимум удовольствия от работы и развиваться в нём.

Делаешь сейчас комплексный SMM? Но нравится снимать вертикальные видео? Курсы, практика, проекты для души (собственные) = через время ты уже видеограф-эксперт и можешь забыть страшные муки запуска рекламы.

Нравится работать с блогерами и посевы (странный выбор), но заставляют делать и контент? Следующие проекты можно выбирать именно с упором на взаимодействие с блогерами. Оп, и уже гордый influencer-маркетолог.

Регионы, как обычно, начнут доказывать мне, северностоличному digital-блогеру, что я жизни не видел, в регионах за счастье работать на SMM-проекте за 15 тысяч, делая 30 постов, 60 Stories, запускать рекламу и ещё подрабатывать на складе.

Возможно. Но кто мешает вести удалённые проекты для крупных городов, просто без контента? А занимаясь рекламой, посевами? Там другие зарплаты и всегда нужны специалисты. И экспертность в каком-то одном вопросе, как раз, позволит конкурировать на рынке труда.


Второй важный момент, я не рекомендую «быть экспертом» одной фишки на одной платформе. То есть эксперт по Reels, в моменте может и продаваться хорошо, но мастер вертикального формата видео, куда более устойчивая позиция в будущем.

Таргетолог? Значит все рекламные кабинеты. Копирайтер? Ты же не будет «копирайтером текстов в Telegram». Да, у площадок могут быть свои особенности, но не стоит зацикливаться на одной. Блокировка вражеских соцсетей наглядно показала, насколько это тупиковый путь развития.


Специализация ведёт прямой дорогой к участию в крупных и сложных проектах, интересных кейсах и работе с большими брендами.

Универсальность ведёт к тлению над небольшими бюджетами и потоковой скучной работой.

Конец.

202
Согласны с идеей статьи?

У каких специалистов больше возможностей и развития прямо сейчас и в будущем?

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

Close