Новых миллиардных соцсетей больше не будет

Это адаптированный перевод статьи (с моими комментариям), которую написал Эндрю Чен, генеральный партнер в Andreessen Horowitz, а если коротко, то a16z. Это один из крупнейших в мире венчурных фондов, который инвестировал примерно во все крупные техстартапы, которые сейчас известны как лидеры рынка.

Такая вводная нужна для social proof материала, что «чувак шарит и понимает, о чём говорит».


TikTok стал последним горизонтальным приложением, которое преодолело отметку в миллиард — но что будет дальше, спустя 8 лет после его запуска?

Примечание: там, на западе, все постоянно забывают про Telegram, который уже на грани миллиарда пользователей. Миллиард он пока действительно не перешагнул, но настолько близок, что об этом стоит упоминать.

Автор оригинального материала, скоро запускает SPEEDRUN 4 — 12-недельную программу, которая начнется в январе 2025 года в Сан-Франциско. Цель программы найти новые идеи/стартапы и дать денег. С его слов, он планирует лично участвовать в инвестировании более 30 млн долларов в течение следующих 30 дней, выбирая лучших из них.

Примечание: Это ещё один social proof, инвесторы с такими деньгами, обычно, не разбрасываются ими просто так.


Наблюдение: прошло много времени с тех пор, как мы в последний раз создавали широкое горизонтальное потребительское приложение, такое как YouTube, TikTok, Linkedin или Snapchat. 

Фактически, 8 лет назад. Главная уверенность в том, что это может быть уже невозможно, потому что мы находимся в последних годах мобильной S-образной кривой и спустя 15+ лет после запуска iPhone, существуют серьезные препятствия для приложений, стремящихся к широкомасштабным горизонтальным приложениям для миллиарда пользователей.

Вертикальные приложения с монетизацией «китов» и целенаправленной полезностью

Вместо этого следующим поколением могут стать «вертикальные приложения» — ориентированные на вертикальный сегмент рынка, такие как Monopoly Go (онлайн версия настольной Монополии), Draft Kings (ставки на фэнтези спорт), Canva и другие — продукты для меньшей аудитории с более высокой монетизацией «китов» (иногда даже workflow/B2B).

Давайте разберём, почему так сложно взлететь новым горизонтальным приложениям и почему мы вряд ли сможем увидеть новые:

  • Эффект новизны прошел в новых идеях приложений.

    Пользователи уже всё видели. За последние 15+ лет основатели пробовали очевидные перестановки в социальных/фото/видео приложениях — самых горизонтальных из всех приложений — и отсутствие новизны создает отсутствие намерения пробовать новые приложения.
  • Retention! Вернуть аудиторию в приложение, из-за конкуренции, крайне тяжело.

В начале мобильной революции все, что вам нужно было сделать, это создать мобильное приложение, которое было бы более интересным, чем ожидание в очереди или сидение на унитазе, глядя на пустую стену перед вами.

  • В наши дни новые приложения конкурируют с самыми захватывающими продуктами, когда-либо созданными. Если вы не предоставляете ежедневную ценность, люди перейдут на TikTok или Instagram, и вы можете потерять их навсегда. (И нет, спам с кучей уведомлений не поможет)
  • Создание стартапа, поддерживаемого рекламой, — это своего рода проблема «двух чудес», как говорится.

    Первое чудо: когда число пользователей достигает десятков миллионов человек — достаточный масштаб, чтобы реклама смогла стать источником дохода.

    А затем второе чудо, когда создается рынок рекламы, системы таргетинга, аукцион и всё то, что следует за ними. Это надо, чтобы привлечь миллионы рекламодателей и переманить их бюджеты из платформ, где рекламные системы создавались последние десятилетия.

    Это отличная система, когда она работает, своего рода вторичный сетевой эффект поверх существующей сети, но на создание этих рекламных систем уходят годы.
  • Легкий рост в основном закончился.

    Мобильная реклама стоит дорого (и ее сложнее таргетировать, чем раньше). Вирусные приглашения имеют низкий уровень отклика. Работа с создателями/влиятельными лицами может быть эффективной, но имеет временный эффект. Прежние веб-каналы, такие как SEO, получение трафика через прессу/PR, не работают хорошо для мобильных устройств.

    Если эти каналы не работают, а вирусные приглашения неэффективны, то это означает, что теперь намного сложнее привлечь друзей в одно и то же социальное приложение в одно и то же время

Так что же дальше?

Вертикальные приложения с более мощной монетизацией и другими сетевыми характеристиками кажутся вероятным кандидатом.

  • Вместо рекламы эти продукты часто позволяют клиентам тратить большие деньги напрямую, чтобы улучшить свой опыт.

    Бесплатные игры часто имеют механику «монетизации китов», когда лучшие пользователи могут потратить миллионы, если захотят. То же самое касается и букмекерского продукта, такого как Draft Kings. Если 10% лучших пользователей обеспечивают всю монетизацию, то важно качество пользователей (и их ARPPU), а не только их количество.

    Блокчейн-игры/приложения стали предвестником (примечание: скорее F2P-игры) — у вас может быть небольшой набор дорогостоящих виртуальных предметов, принадлежащих игрокам, и, таким образом, для создания огромной стоимости в различных токенах может не потребоваться огромная аудитория.
  • Луч надежды — достижения в области нейросетей. ,

    Они помогают повысить производительность, масштабируются на команды и часто имеют разные уровни подписок, что напрямую стимулирует монетизацию.

    Эти удивительно визуальные/интерактивные генеративные инструменты ИИ также создают контент, которым можно поделиться, что помогает стимулировать рост.
  • Сетевые эффекты могут работать по-другому, если продукты не предназначены для широкомасштабных горизонтальных приложений, в которых участвуют все ваши друзья, — вместо этого сети могут быть построены вокруг определенных видов деятельности и интересов.

    Примером этого являются приложения для знакомств или многопользовательские игры, такие как Valorant, где вы в основном взаимодействуете с не-друзьями.

    Продукту просто нужно построить сеть, которая будет достаточно большой для создания взаимодействия (например, знакомств или игр), а не зависеть от того, чтобы все ваши друзья были на борту. Это значительно снижает требования к росту.
  • мы увидим больше приложений, ориентированных на однопользовательскую полезность, и использование механики игрового дизайна (как это сделал Duolingo), чтобы создать прилипчивость без большого количества пользователей, комментирующих/лайкающих/и т. д. для управления взаимодействием. В мире насыщения ростом, способность создавать продукты, которые очень полезны сами по себе, а не в сетях, становится конкурентным преимуществом.

В заключение, завтрашние приложения могут выглядеть более вертикальными. Более высокие расходы, меньшая аудитория, сосредоточенность на полезных и индивидуальных взаимодействиях. Некоторые могут быть нацелены на варианты использования производительности/полезности, особенно по мере того, как ИИ создает новые взаимодействия, по крайней мере, до появления следующей технологической платформы.


Перевод закончился, поэтому добавлю от себя. Автор разумеется не учитывает в списке причин различное государственное регулирование. Блокировки крупных соцсетей открывают возможности роста новым, по крайней мере в головах желающих рискнуть и инвестировать «в новый Инстаграм».

Так как я живу в своей эпохе интернет-пессимизма, точнее с пессимизмом смотрю на будущее глобальный интернета, остаются возможности роста новых локальных горизонтальных сервисов, которые просто придут на замену заблокированных крупных. Без новых идей, просто доступных и удобных.

Но вот путь вертикальных приложений и индивидуальной полезности, это крутое направление, которое действительно имеет огромный денежный потенциал.

Если вы планировали запускать новую соцсеть, подумайте дважды xD

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

Close