Кому нужны QR коды?

Реклама — самое увлекательное из того, что можно делать не раздеваясь.

© Джерри Делла Фемина

Достаточно давно меня начал занимать вопрос, который со временем стал вполне насущным, вопрос относительно целесообразности использования QR-кода в наружной рекламе. В нашей стране. Про Японию, в которой эти метки и появились, разговор вести не стану.

Благодаря паре своих прошлых мест работы мне удалось пообщаться с достаточно большим количеством маркетологов различных кампаний, направлений и уровней вовлечённости в современные технологии. Большая часть из них знала, что это за фрукт такой, QR-код. Небольшая часть применяла, но НИКТО не смог мне ответить на простой вопрос: а хоть кто-нибудь из их потребителей сканирует эти коды? Нет, серьёзно – никто не ответил на этот вопрос.

Получается странная ситуация, при которой маркетологи массово применяют в оформлении упаковки и наружной рекламы инструмент, который занимает ценное место, но не имеют никакого представления о его дальнейшей судьбе.

Более того, очень часто они делают это абсолютно безалаберно. Но обо всём по порядку.

Часть 1. Опрос коллег.

В момент, когда я серьёзно заинтересовался этим вопросом, я был частью «агентства интернет-маркетинга», со штатом в 20-30 человек. Логичный шаг – спросить наиболее активную часть интернета на предмет использования кодов в повседневной жизни.

Результат разочаровал и ещё больше убедил в необходимости детального разбора ситуации. Только у одного человека приложение для считывания QR-кода было установлено в принципе, но на момент моего опроса удалено за ненадобностью. Остальные честно ответили – нет, не использовали и даже не думали об этом. На минуточку – это аудитория со средним возрастом в 23-24 года.

Потом я спрашивал друзей, друзей друзей так далее и никто из них не ответил мне утвердительно.

Ну, возможно это просто нерепрезентативная выборка?

Часть 2. Сбор примеров.

Дальше я вооружился телефоном и отправился в метро, дабы добыть примеры использования кодов в наружной рекламе. За одну поездку туда-обратно мне встретилось порядка десяти подобных объявлений.

Что я делал? Сначала фото самого объявления, потом пытался распознать QR-код сразу же на месте. Выводы неутешительные.

Мало того, что пара кодов в принципе вела «вникуда», т.е. на несуществующие страницы, так основную массу QR распознать было очень проблематично из-за их размера и совершенно непродуманного размещения на объявлении. Характерный пример: реклама вдоль эскалаторов на станции метро Октябрьская ведущих на Купаловскую. В самом низу, в месте максимального скопления людей в час пик, висит объявление (скорее всего уже заменили) с QR-кодом, занимающим процентов 10-15% площади всего макета.

Вопрос: какой шанс, что хоть кому-нибудь придёт в голову остановиться перед самим эскалатором и попробовать его отсканировать? Вопрос риторический.

Вот другой характерный пример: объявление в районе кинотеатра Октябрь. Как я ни старался, просканировать код не удалось. Возможно получится у вас.

WP_20151027_18_12_47_Pro

Типография не поскупилась на размер блока и предлагает сразу же отсканировать визитную карточку со всеми типами контактов.

WP_20151021_12_08_46_Pro

Реклама магазина Буслiк + Халва. Код вёл по сокращённой ссылке (молодцы) на несуществующую страницу (не молодцы).

QR-код магазина Буслик Халва

Хорошо верстать макеты сидя в офисе. Только вот подумать, как и где будет располагаться ваше объявление — тоже не мешало бы. Чтобы гарантированно просканировать QR-метку вам придётся как минимум присесть на корточки перед ним.

Маразмы рекламы. QR

Повторюсь, все изображения я собрал за одну поездку по делам. В запасе есть ещё штук 10 примеров, но утомлять читателя я ими не стану.

Часть 3. Итоги.

  1. Ни одно объявление из встреченных мной не имело механизмов отслеживания эффективности!
  2. Ни одно объявление имело добавочной ценности для мотивации использования QR-кода!
  3. Подавляющее большинство дизайнеров, верставших макет объявления, не задумывалось об удобстве сканирования метки и правильного её расположения на рекламной объявлении.
  4. Опрошенная мной аудитория даже если и знает о сути понятия QR-код, то в подавляющем большинстве случаев, не имеет софта для считывания.

По факту имеем инструмент, который применяется для галочки и очистки совести (если она ещё осталась). В ближайшие месяцы мне выпадет шанс применить правильный, в моём понимании этого слова, метод использования меток на упаковке достаточно массовой продукции. О результатах всенепременно расскажу, а пока…

Аттракцион невиданной щердости! Каждый, кто перейдёт по ссылке, зашифрованной в этом коде, получит лично от меня бесплатный и полезный бонус. Проверим, сколько будет смельчаков?

QR-код

P.S. Мой скрипт правильного применения QR-кода в наружной рекламе:

  1. Выбор правильного места и размера кода, который ваш потенциальный покупатель сможет без дополнительных усилий отсканировать.
  2. Добавочная стоимость кода. Что это значит? Вы должны сказать человеку ЗАЧЕМ ему сканировать код и что он там получит.
  3. Выбор целевой аудитории. Если вы продаёте подписку на журнал «Сад и Огород» — у меня для вас неутешительные новости, вряд ли аудитория вашего журнала имеет хоть какое-то представление о QR метках.
  4. Посчитайте переходы! Вбейте в ссылку UTM-метку и сократите её через «сервис для сокращения ссылок». Можно без метки, большинство сократителей дают статистику по переходам. Внесите этот источник трафика в отдельную графу в аналитике. По вашему коду за месяц хоть кто-то перешёл?

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

© 2016-2024 Dnative 

ИП Ткачук А.С. ИНН 780454926191

Close