В отечественном Digital есть ежегодная забава — подавать работы на Tagline, плеваться от организации награждения и судейства, а потом ещё год показывать в презентациях статуэтки и места в рейтинге Tagline. 

Про рейтинги я и хочу поговорить.

Да, говорить я хочу именно про сферу SMM, которая не только растёт, но и стала крупной частью рынка.  И если в разных креативных отраслях и рекламных направлениях есть какие-то локальные рейтинги и фестивали, то по SMM — вообще ничего.

Буквально за годы развития маркетинга в соцсетях нет ни одного ежегодного тематического фестиваля и адекватного рейтинга.

Да и вообще как-то с отраслевыми digital-рейтингами в СНГ не задалось. Раньше я работал на рынке Беларуси и наблюдал за рейтингом Байнета, где в категорию SMM-агентств могло податься 3 компании и потом ещё год гордо именовать себя лучшим SMM-агентством страны. 

После переезда в Санкт-Петербург наблюдаю за премиями и рейтингами в России и как-то грустно. Грустно, что самый рейтинговый рейтинг — Tagline, просто положил болт на обновления своих таблиц и сейчас на странице с рейтингом SMM-агентств красуются данные за 2019 год. За полтора года не хватило сил обновить страницу: 

Да, это так выглядит сайт премии.

В  этом году премия вообще выдалась особенной. Работы закончили принимать 21 апреля, итоги уже 23 апреля. При этом на критику участников о странностях в организации отвечают как-то так: 

Перевод с фейсбучного на русский: у нас 3к работ, хули ты мне сделаешь?

  • Как судьи просмотрели 3000 работ за 2 дня
  • Зачем давать скидку в 30% в конце, а не в начале подачи? 
  • Что делать агентствам не из Москвы, которые получили смску «вы заняли призовое место» вечером 22 апреля или утром 23 апреля? 
  • Есть необъяснимый, для всего человечества, факт: почему Tagline всегда стартует с задержкой в 2+ часа? 

Это всё критика одного digital-блогера. Поэтому я решил вспомнить, что я ещё и маркетолог и провёл опрос других маркетологов, что они думают про рейтинги. Вот кто отвечал: 

А вот что ответили: 

При этом Tagline крайне узнаваемый среди аудитории, при условии наличия подсказки: 

А вот что люди думают про рейтинги. Все ответы были анонимными: 

Тэглайн куплен, эдиндекс куплен, в эффи часто (как и в других премиях) непрозрачные голосования. Премии продажные, к сожалению. Конечно, не напрямую покупают номинации, но личные отношения с оргами и вообще сотрудничество часто впереди самого кейса.

Истории про «покупки личных консультаций», которые помогают продвижению в рейтингах, я слышал неоднократно, кстати. Но это конечно же всё слухи и я просто придумываю. 

Ребята, честности. Половина рейтингов выставляются, потому что аккаунтов ставят в условия «или оценка от клиента, или никакой премии». Какие там рейтинги..


Открытости в выборе, экспертное жюри.


Непонятно, кто оценивает и за что конкретно награждают. И в целом там всегда одни и те же агенства, нет смысла смотреть.


Да всё. Они ни о чем. И знают о них единицы. В некоторых номинациях tagline вообще иногда выигрывает кейс просто потому, что он единственный в номинации представлен)

Открытости в выборе, экспертное жюри


Не просто красивых, «жирных» кейсов, или социально важных. А живых, с понятными крутыми результатами


Например, теглайн похерил всю свою репутацию за счёт ужасной организации, превратившись в машину, монетизирующую строчки в рейтинге.

Их популярность и публичность. Чтобы о них писали хоть где-то 🙂


Методология странная, хватит всем агенством проголосовать, друзей попросить) как раньше в голосовалках ВКонтакте


Прозрачности. Как выбирают агенства, по каким критериям. Как они попали в рейтинг.


А вот что пишет у себя в FB Андрей Оранж, CEO TM Agency, полный пост читай тут.


Вика Бубнова у себя в FB

Надежда Кияткина у себя в FB

И эта «организация» такая не в первый раз. Об этом знают ВСЕ. Буквально. Я знаю агентства, в которых чуть ли не жребий тянут, кто пойдёт за наградами на церемонию, потому что просидеть там надо будет половину ночи.

Почему статья про «SMM-рейтинги», а критика вся про Tagline? А другого ничего у нас на рынке и нет, поэтому прилетает сейчас именно им. Ну и как вообще можно пройти мимо сайта ТАКОЙ красоты и вёрстки в 2021: 

Да, кстати, если потыкать сайт Tagline, то там обновляются исключительно бабло-приносящие разделы, и то не все. Остальные подсайты и проекты похоронены в 2015-2018 годах, но почему-то до сих пор висят со ссылками на главной. 

Или народное голосование по принципу: нравится/не нравится. 

Нравится или не нравится? 
Мне нравится «картинка» Петроглифа, но вот насколько такой SMM выполняет цели бренда и попадаёт в ЦА и её объём, я чёт не секу. И из кейса понятнее не становится. 

Народное голосование это тотальная жесть. Вроде бы мы тут все про маркетинг, оценка же по принципу «да или нет», и погнали дальше. У кого больше трафика, тот и победил. 

Даже журнал MAXIM когда делал голосовалки а-ля народная девушка MAXIM подходил к этому вопросу куда технологичнее и интереснее. 

Когда я вижу такой принцип народного голосования, начинаются большие вопросы к методологии и самому принципу раздачи мест и номинаций в общих рейтингах. Но отрасль терпит 🤷‍♂️

Стоимость подачи работы колебась в районе 5-15к рублей, 3к работ было подано. Cash is the king.


Что ещё? 

Хочется рейтинг, который будет не только под и про фестивальные работы. Красивые кейсы, шоурилы, большие клиенты — это всё круто. Но львиная доля рынка просто проходит мимо. Глядя на самые награждаемые работы обычно хочется закричать: а смысл то в чём, кроме красивого ролика для фестиваля?!

Хочется рейтинг и премию про эффективность, про вопросы «а зачем вы это вообще сделали?» Хочется.


Подвести итог можно словами Вити: 

Лучший блог про Instagram в социальных сетях.

Подписался на свежие статьи?

Telegram-канал
Группа Вконтакте
Страница в Facebook
Youtube-канал

Ежедневный новостной Dnative подкаст про digital и SMM.

Слушаешь? 

Больше 400 выпусков слушай тут, новый выпуск каждый день по будням!