В отечественном Digital есть ежегодная забава — подавать работы на Tagline, плеваться от организации награждения и судейства, а потом ещё год показывать в презентациях статуэтки и места в рейтинге Tagline.
Про рейтинги я и хочу поговорить.
Да, говорить я хочу именно про сферу SMM, которая не только растёт, но и стала крупной частью рынка. И если в разных креативных отраслях и рекламных направлениях есть какие-то локальные рейтинги и фестивали, то по SMM — вообще ничего.
Буквально за годы развития маркетинга в соцсетях нет ни одного ежегодного тематического фестиваля и адекватного рейтинга.
Да и вообще как-то с отраслевыми digital-рейтингами в СНГ не задалось. Раньше я работал на рынке Беларуси и наблюдал за рейтингом Байнета, где в категорию SMM-агентств могло податься 3 компании и потом ещё год гордо именовать себя лучшим SMM-агентством страны.
После переезда в Санкт-Петербург наблюдаю за премиями и рейтингами в России и как-то грустно. Грустно, что самый рейтинговый рейтинг — Tagline, просто положил болт на обновления своих таблиц и сейчас на странице с рейтингом SMM-агентств красуются данные за 2019 год. За полтора года не хватило сил обновить страницу:
В этом году премия вообще выдалась особенной. Работы закончили принимать 21 апреля, итоги уже 23 апреля. При этом на критику участников о странностях в организации отвечают как-то так:
- Как судьи просмотрели 3000 работ за 2 дня?
- Зачем давать скидку в 30% в конце, а не в начале подачи?
- Что делать агентствам не из Москвы, которые получили смску «вы заняли призовое место» вечером 22 апреля или утром 23 апреля?
- Есть необъяснимый, для всего человечества, факт: почему Tagline всегда стартует с задержкой в 2+ часа?
Это всё критика одного digital-блогера. Поэтому я решил вспомнить, что я ещё и маркетолог и провёл опрос других маркетологов, что они думают про рейтинги. Вот кто отвечал:
А вот что ответили:
При этом Tagline крайне узнаваемый среди аудитории, при условии наличия подсказки:
А вот что люди думают про рейтинги. Все ответы были анонимными:
Тэглайн куплен, эдиндекс куплен, в эффи часто (как и в других премиях) непрозрачные голосования. Премии продажные, к сожалению. Конечно, не напрямую покупают номинации, но личные отношения с оргами и вообще сотрудничество часто впереди самого кейса.
Истории про «покупки личных консультаций», которые помогают продвижению в рейтингах, я слышал неоднократно, кстати. Но это конечно же всё слухи и я просто придумываю.
Ребята, честности. Половина рейтингов выставляются, потому что аккаунтов ставят в условия «или оценка от клиента, или никакой премии». Какие там рейтинги..
Открытости в выборе, экспертное жюри.
Непонятно, кто оценивает и за что конкретно награждают. И в целом там всегда одни и те же агенства, нет смысла смотреть.
Да всё. Они ни о чем. И знают о них единицы. В некоторых номинациях tagline вообще иногда выигрывает кейс просто потому, что он единственный в номинации представлен)
Открытости в выборе, экспертное жюри
Не просто красивых, «жирных» кейсов, или социально важных. А живых, с понятными крутыми результатами
Например, теглайн похерил всю свою репутацию за счёт ужасной организации, превратившись в машину, монетизирующую строчки в рейтинге.
Их популярность и публичность. Чтобы о них писали хоть где-то 🙂
Методология странная, хватит всем агенством проголосовать, друзей попросить) как раньше в голосовалках ВКонтакте
Прозрачности. Как выбирают агенства, по каким критериям. Как они попали в рейтинг.
А вот что пишет у себя в FB Андрей Оранж, CEO TM Agency, полный пост читай тут.
И эта “организация” такая не в первый раз. Об этом знают ВСЕ. Буквально. Я знаю агентства, в которых чуть ли не жребий тянут, кто пойдёт за наградами на церемонию, потому что просидеть там надо будет половину ночи.
Почему статья про «SMM-рейтинги», а критика вся про Tagline? А другого ничего у нас на рынке и нет, поэтому прилетает сейчас именно им. Ну и как вообще можно пройти мимо сайта ТАКОЙ красоты и вёрстки в 2021:
Да, кстати, если потыкать сайт Tagline, то там обновляются исключительно бабло-приносящие разделы, и то не все. Остальные подсайты и проекты похоронены в 2015-2018 годах, но почему-то до сих пор висят со ссылками на главной.
Или народное голосование по принципу: нравится/не нравится.
Народное голосование это тотальная жесть. Вроде бы мы тут все про маркетинг, оценка же по принципу “да или нет”, и погнали дальше. У кого больше трафика, тот и победил.
Даже журнал MAXIM когда делал голосовалки а-ля народная девушка MAXIM подходил к этому вопросу куда технологичнее и интереснее.
Когда я вижу такой принцип народного голосования, начинаются большие вопросы к методологии и самому принципу раздачи мест и номинаций в общих рейтингах. Но отрасль терпит 🤷♂️
Стоимость подачи работы колебась в районе 5-15к рублей, 3к работ было подано. Cash is the king.
Что ещё?
Хочется рейтинг, который будет не только под и про фестивальные работы. Красивые кейсы, шоурилы, большие клиенты — это всё круто. Но львиная доля рынка просто проходит мимо. Глядя на самые награждаемые работы обычно хочется закричать: а смысл то в чём, кроме красивого ролика для фестиваля?!
Хочется рейтинг и премию про эффективность, про вопросы «а зачем вы это вообще сделали?» Хочется.
Подвести итог можно словами Вити:
Подвести итог не получилось. Есть ещё скриншоты, которые очень хорошо объясняют, что такое Tagline:
МОРАЛЬНЫЙ КАМЕРТОН И РЕФЕРЕНС
Лучший блог про Instagram в социальных сетях.
Подписался на свежие статьи?
Telegram-канал
Группа Вконтакте
Страница в Facebook
Youtube-канал
Ежедневный новостной Dnative подкаст про digital и SMM.
Слушаешь?
Больше 400 выпусков слушай тут, новый выпуск каждый день по будням!
Алексей Ткачук
Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru
В SMM с 2013 года
Это я написал статью. И весь блог.