Когда вы в последний раз задумывались над продвижением своего проекта/бизнеса в Одноклассниках? А во ВКонтакте? 

Согласись, есть очень сильное ощущение, что ВК и ОК становятся не просто не модными, а ненужными. Вот честно, есть же такое ощущение? Если посмотреть на язык сухих цифр, то…

76,8%

Столько пользователей Рунета хотя бы 1 раз в месяц заходят во ВКонтакте

50 млн +

MAU Одноклассников

… то аудитории в ВК и ОК по прежнему ОЧЕНЬ МНОГО. ОЧЕНЬ МНОГО. Да, в Москве ОК и ВК проиграют по аудитории Instagram, но чуть дальше и всё меняется. 

Только бизнес упорно интересуется именно Инстой. Можно сказать, что ВК и ОК такой понятный, что маркетологи и бизнес ищет новые инструменты продвижения, но нет. Есть официальная статистика от площадок за 2020 год: 

2 млн

активных бизнесов в ВК

1 млн

активных бизнесов в ОК

Звучит красиво. В цифрах не сомневаюсь, правда когда на консультациях и курсах я начинаю говорить про Одноклассники маркетологи/smmщики и бизнес делают как-то так 😕

Я решил проверить самую простую тему. Маникюр. Он везде есть, всем нужен, соцсети бизнесом освоены миллиард лет назад и активно себя там продвигают.

Тут все страницы в принципе мёртвые. 
Топ1 страница публикует посты чуть ли не каждый час с охватом в 80 просмотров, остальные страницы мёртвые.

В ВК из топ10 страниц по ключевому запросу только пара делает вид, что страницы не брошены, остальные закончили публиковать контент на рубеже 19-20 годов. Очевидно, что делать вывод о всём бизнесе соцсетей по рынку маникюра в Питере такое себе, я отдаю себе отчёт. 

Но что происходит? Почему так? ЦА есть, инструменты для ведения бизнеса есть. Я считаю, что ВК даёт самые удобные функции для ведения малого бизнеса из всех площадок, но они почему-то не используются. 

Почему? Мне кажется, у меня есть вопрос и это главная проблема отечественных соцсетей.

Если проследить логику бизнеса соцсетей, то получается простая последовательность:

Пользователи + маркетологи (бизнес) = деньги

Чем больше пользователей на платформе, тем больше с ними хочет работать бизнес, тем больше денег может заработать площадка.

Мы с тобой определились на старте, у ВК и ОК аудитория есть. 

При этом больше всего бизнес/маркетологи хотят сегодня продвигаться в Instagram, начинают смотреть в сторону TikTok, а вот продвижение в ВК (субъективная аналитика по консультациям и востребованности тем в интернете) становится всё менее интересным для многих, про Одноклассники вообще молчу. Не совру, если каждый второй столичный маркетолог уверен, что жизнь в ОК уже закончилась.

Я даже провёл опрос в ТГ-канале. Да, очень странные вводные, но почти 83% опрошенных определённо будут рассматривать для продвижения бизнеса в соцсетях Instagram, 28% ВКонтакте и только 6% Одноклассники:

Да, можно проголосовать, если не голосовали раньше.

Уравнение «аудитория + бизнес» не работает, если об этой аудитории и возможностях не знают маркетологи, не верят в площадку и не думают туда тратить бюджеты. Вот ты знаешь, что ОК ещё в конце декабря запустили контекстный таргет для малого бизнеса? 

А они запустили 9 декабря.

Можно сказать, что необразованность маркетологов это проблема самих маркетологов. Так бы оно и было, если бы от этих маркетологов не зависели доходы площадок. Например у ОК за 19й год реклама принесла только 40% от общего дохода платформы. Конечно круто, что подарки и стикеры приносят столько денег, но очевидно, что реклама могла давать и больше. 

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

По какой-то причине, которую я не могу понять, работа по образованию бизнеса/маркетологов со стороны ВК и ОК практически не идёт. Глобально её нет.

Образование маркетологов дело самих маркетологов 

У ОК в 17 году были курсы по продвижению в себе, вполне неплохие, их делала ИКРа, но они закрыты и устарели.

У ВК курсы есть, актуальные (за 19й год). Честно, узнал про них исключительно из-за того, что пошёл проверять информацию для статьи и случайно нашёл, кому интересно, вот они. Наверняка там есть люди, просто я об этом не знал.

Но… 2-4к просмотров почти под каждым роликом, есть пара роликов на 25-40 тысяч. Как бы так сказать помягче. У меня посты больше просмотров собирают, а делать просмотры в ВК умеют. 

Пример конференции для бизнеса от ВК и партнёров. Смотрим на число просмотров, смотрим на охват, смотрим на вовлечённость… 

И все же мы прекрасно понимаем, что просмотр не равно досмотр:) И что глубина может быть далека хотя бы пары минут.

Получается, что ВК и ОК вообще не работают с аудиторией маркетологов и бизнеса 🤷‍♂️

Активности заканчиваются выступлениями на крупных конференциях, где читается очередной пресс-релизовский доклад. Может я один такой, но я ещё ни разу не слышал реально интересного доклада от представителя соцсети на конференции. Обычно это «вот какие у нас обновления, вот как прекрасно вы можете использовать площадку», аудитория спит и ждёт следующего спикера, а опытные участники,  видя, что дальше идут доклады соцсетей, собираются идти пить кофе и нетворкать. 

Можно мне возразить, что у меня блог был всегда в основном про Instagram, мои наблюдения и опросы нерепрезентативны, у площадок всё клёво и показатели растут. И что это нытьё «тусовки столичных маркетологов», не имеющих ничего общего с реальным положением дел. 

Ну дааа… Но даже у меня, человека который старается мониторить абсолютно всё инфопространство про маркетинг (работа такая) создаётся информационный вакуум с образовательными проектами по ВК и ОК, и что самое интересное, абсолютно не заполняемый запросом от аудитории на подобный контент, то как дела обстоят у среднестатистического малого/среднего предпринимателя/маркетолога? 

Сколько бюджетов вливается прямо сейчас в продвижение курсов по Instagram и по Одноклассникам?
Какой инструмент будет более предпочтительным, понятным и полезным завтра? 

Если ты упорно отвечаешь на мои вопросы «всё клёво», то по какой соцсети бы ты стал(а) делать образовательный продукт прямо сейчас? По ВК/ОК или по Instagram и РК FB? 

Образование => продвижение => бюджеты

Кстати, тебе же знаком такой термин, как Insta-бренды? Бренды, которые появились в/благодаря Instagram, тут стали успешными и дальше развиваются уже в оффлайне. . Я сходу назову десяток: Mixit, 12Storeez, RICHE, I’m Studio… 

Бизнес видит успех других, видит результаты и инвестирует/учится на этих площадках. Да, в ВК и ОК полно крупняка и FMCG, у них так много денег, что присутствовать могут везде, но дальше возникают вопросики. 

И тут главный вопрос: где в моей логике ошибка и проблема, если площадки не стремятся исправлять эту ситуацию? А если ошибки нет, то неужели это никого не волнует? 

Я хорошо помню наш подкаст Продажные блогеры, куда мы позвали Александра Круглова, заместителя CEO по стратегии и развитию бизнеса ВКонтакте.

Почти каждый мой подобный вопрос Александр парировал утверждением про «тусовку маркетологов», которые падки на что-то новое, для них всё быстро устаревает и они идут дальше. А ВК это уже такое коммодити, учить ему не надо, все всё понимают и у всех всё хорошо. 

Опять буду сомневаться. У нас хватает примеров, когда активное меньшинство меняет большинство под себя. Есть даже исследование из Политехнического института Ренсселира, согласно которому, как только процент людей с непоколебимыми убеждениями достигает десяти процентов, их убеждения в любом случае будут приниматься большинством.

А если сюда прибавить, что это «меньшинство» обычно из самой прогрессивной тусовки, условно модное и задающее тренды, то как-то не весело. 

Хьюстон, у нас* проблемы? 

*у нас нет, у вас** да***

**у площадок 

***по моему субъективному мнению подкреплённому наблюдениями и мыслями в этой статье.

P.S. Просто посмотри, как Яндекс качает свой Яндекс.Дзен, сколько делает мероприятий и как продвигает кейсы по успешным кампаниям на площадке. 

Лучший блог про Instagram в социальных сетях.

Подписался на свежие статьи?

Telegram-канал
Группа Вконтакте
Страница в Facebook
Youtube-канал

Ежедневный новостной Rotam-подкаст про digital и SMM.

Слушаешь? 

Apple Podcasts
Google Podcasts
Яндекс.Музыка
Spotify
Anchor
Telegram