4 главные проблемы соцсетей

Я обожаю социальные сети. Пару лет назад сознательно решил сконцентрировать свою работу и экспертизу исключительно на social media marketing и перестать распыляться на другие направления.

Ежедневно я провожу большую часть времени в Twitter, Instagram, Telegram и других площадках. Потребляю информацию, работаю, анализирую, изучаю.

Если коротко – я SMM-оптимист.

Но… И в этот момент начинается статья. Но у меня накопились претензии к современному миру соцсетей. Про них и поговорим.

Речь не про надуманные претензии, которые я хочу разобрать в отдельном материале. А реальные и БОЛЬШИЕ проблемы, которые не всегда заметны со стороны.

Если коротко. Мой список претензий к соцсетям:

  • Мой аккаунт мне не принадлежит
  • Соцсеть не несёт ответственность за удаление контента и профиля
  • «Правила игры» меняются, но ты в изменениях не участвуешь
  • Алгоритм

А чей профиль?

Не мой и не твой. Я могу потратить сколько угодно денег на его продвижение. Могу зарабатывать с его помощью. А потом перейду, осознанно или нет, красную черту и пффф. Его нет.

То есть это такой пассивный актив, который вы даже продать официально не можете, это запрещено правилами платформы.

Огромная странность, которая пока существует только из-за устаревшего отношения законодательного регулирования соцсетей.

Соцсеть = просто сайт. Действительно, когда мы говорим про какой-то обычный сайт или форум, где пользователь может создать аккаунт, то он соглашается со всеми условиями и прав у него мизер.

Чем стали соцсети сегодня? Это не просто сайт, это, фактически, неотъемлемая часть цифрового мира современного человека. 11 лет назад ООН признала право на доступ в интернет неотъемлемым правом человека. То есть намеренное лишение этих прав = нарушение прав человека.

MAU всех сервисов экстремистской в России организации Meta 3,65 млрд человек! Для сравнения, интернет-пользователей 4,95 млрд. Почти 74% всех людей, которые хотя бы раз в месяц заходят в интернет, заходят и на платформы одной компании.

Сейчас в правилах Instagram есть пункт, что если мой аккаунт забанили на платформе, то я не имею права создавать новый аккаунт:

Ваш аккаунт не должен быть ранее отключен нами за нарушение законодательства или каких-либо наших правил.

Это указано разделе «Ваши обязательства»

Это не сильно контролируется, но знаю кучу случаев блокировки нового Insta-аккаунта в момент его создания, у самого такое было.

Пойдём дальше. Пока это правило распространяется в рамках одной платформы, завтра внутри всех сервисов «семейства Facebook». Можно ли отказаться от обновлённых условий? Нет.

Получается, есть не нулевой шанс того, что в будущем «для борьбы с распространением недостоверной информации и нарушения условий пользования, а также комфорта комьюнити» одна блокировка любого твоего аккаунта автоматически выкидывает тебя из всех сервисов, которыми пользуется ¾ всех интернет-пользователей.

Это ли не digital изгнание?

Когда сервис занимает такую долю и такое положение в мире, его регулирование обязано выходить за рамки привычного отношения к частных компаниям.

Сервисы сегодня сильнее многих правительств. Кейс, которому уже больше двух лет, наглядно показал, кто тут власть.

Помните был такой президент США Дональд Трамп? Его больше нет в глобальном интернете. Сейчас он пытается развить свою соцсеть truthsocial. Судя по статистике, получается не очень. А это миллиардер и владелец целой империи. Сможем мы с тобой создать свою соцсеть? Создать – не проблема, но и сидеть в ней будем вдвоём.

Кстати. Username у вас тоже могут отжать. А ещё в имени аккаунта официально запрещено использование URL сайта без согласования с администрацией, только как и где его получить, история утаивает.


За действия ответишь?

Профиль удалили? Сам(а) виноват(а).

Если тебе приходилось профессионально заниматься соцсетями, то тебе гарантированно приходилось сталкиваться с блокировками профилей. Рабочих, личных, рекламных кабинетов. Ну или у друзей/коллег такое было.

И дальше начинаются пляски с бубном и попытки добиться у технической поддержки чётких ответов.

Удаление/угон аккаунта – обыденность. Просто норма жизни. Окей, а если я вложил в его продвижение миллион? А если не рублей? Из первого пункта моих претензий следует, что он мне не принадлежит и я должен смириться. Отлично, но на профиле может быть завязан целый бизнес, работать команда.

Соцсеть не несёт никакой ответственности, такие правила. Подать в суд можешь, толку ноль.

Может быть удалён не бизнес-профиль, а личный фото-архив с воспоминаниями за последние десятки лет. Никаких гарантий, что получится что-то вернуть.

Я даже нормально перейти на другую платформу не могу, если вдруг она появится и предложит мне альтернативу, потому что придётся всё восстанавливать с нуля и руками.

Конечно, это частный случай «одного маленького человека», который государству мало интересен. Но я жду подобного прецендента, где-нибудь в Европе, который изменит практику.

Но сила соцсетей, которые объединяют буквально весь мир, ещё и в управлении потоками информации. Небольшая команда людей может решать, что мы видим в своих лентах.

Ещё один потрясающий пример выборов 2020 в США. Так случилось, что тогда соцсети в полной мере показали, какая у них власть (думаю, это не прошло бесследно) и включили свои алгоритмы на максимум.

Историческая сводка: в 2020 Трамп боролся за пост президента с Байденом. У второго есть сын, буквально живущий свою лучшую жизнь рок-звезды. Только он оказался сыном президента с ящиками компромата.

Тогда перед выборами в NYPost появилась статья о переписке сына Байдена с компанией из Украины с гигантской зарплатой. Суть статьи не важна.

Главное в кейсе – эту статью буквально удалили из интернета. Facebook и Twitter просто удаляли ссылку на статью. Не помечали её недостоверной, не снижали охват, просто удаляли посты/комментарии со статьёй.

Ответственность? А нет её. И это местные разборки в США с участием местных компаний, где обе стороны – кандидаты на пост президента. Что говорить о других странах, каком-нибудь Занзибаре или РФ? Никакой ответственности и возможности повлиять.

Многие правительства давно осознали мощь соцсетей, которые управляются не локально. Отсюда законы о приземлении офисов, например.

Вспомним Австралию. В феврале 2021 года Facebook отключил в Австралии все страницы СМИ (под раздачу попало куча правительственных страниц) и запретил пользователям делиться ссылками на местные СМИ, удалив и все их посты.

За пару часов локальный трафик на сайты-СМИ упал на 13%, из-за рубежа на 30%.

Так FB протестовал против нового закона о выплатах СМИ части рекламных бюджетов. В итоге после скандала всё вернули назад.

Прецедент отличный.


А давайте всё переиграем?

Сервисы позволяют себе удалять что угодно и когда захотят. Свобода слова эти площадки не касается, сейчас они частные сервисы и подчиняются своим внутренним правилам.

Правила меняются, ты либо согласен, либо добро пожаловать на улицу. Когда банят «пропагандистов другой стороны» — всё норм, платформы просто борются с пропагандой и фейками. Когда банят «твоих», что они о себе возомнили!?

Не будем о политике. Поговорим о сексе и щеночках. И то и другое в Instagram запрещено.

Instagram стремится сделать комфортное место для всех. Огромную часть пользователей занимают подростки 13-18 лет (а младше официально регистрироваться нельзя). Поэтому сексуальный контент запрещён и банится.

Я не про порно. Даже emoji нельзя. В октябре 2019 года правила обновили и запретили. Не шучу.

Ещё раньше, в 2018 году, Instagram пошёл войной на блогеров в теме секспросвета. Улетели десятки и сотни блогов, которые выполняли нужную и полезную задачу для общества. Объясняли, как вообще всё происходит, как общаться ну и вы понимаете… Очень странное решение, в контексте мировых тенденций в отношении дестигматизации секса.

Можно ли было поставить на такие аккаунты ограничение 18+? Да, с аккаунтами алкогольных компаний так и происходит уже давно.

Вернёмся к щеночкам. Точнее вообще к питомникам и продаже животных. Это тоже запрещено.

Логику нащупать можно, но она глубоко под слоем ила из глупости, поэтому даже не стану копать в эту сторону.

Это лишь верхушка тем и изменений, которые происходили в последние годы и которые отложились в памяти. Но их направление показывает, что может измениться буквально что угодно. Даже emoji в рекламе могут запретить


Алгоритм

Хороший алгоритм – это хорошо и благо. Мы с тобой в целом ленивы и когда система без нашего участия просто делает ХОРОШО, можно просто лайкать и умиляться видосикам с кроличьими таксами и залипать в ленте на час-другой.

НО. Алгоритм страшная штука, которая буквально управляет информационным пространством огромной части населения мира. Можно сказать, что я скатываюсь в теории заговоров, но слухи ходят. Так как в США все постоянно пытаются поймать друг друга, то и информации оттуда просачивается больше. В 2018 году алгоритм Facebook «мог помогать» распространению новостей и постов республиканцев. Обвинения ходят давно, несколько исследований эту теорию подтверждали, но FB всё опровергает (ну ещё бы).

Я к чему: управляемый телевизор в одной отдельно взятой стране может объяснить людям, что «вон там» живут, в общем то, ужасные люди, у которых вообще фашизм и их срочно нужно «спасать». Может ли алгоритм крупнейших сервисов в мире быть предвзятым?

На 100% уверен – да. И дело тут даже не в том, что я не верю в людей. Люди бывают разными. Просто в таких делах в дело вступают абсолютно другого уровня силы, интересы и группы влияния, а политика везде одинакова.

Отсюда и требования условного депутата Горелкина «показать алгоритм» и дать возможность его отключать. Кстати, удивительным образом, власти РФ зачастую опережают тренды на регулирование интернета и соцсетей, за ними дальше подтягиваются остальные. Так что ждём массы претензий к соцсетям.

Другая сторона медали – соцсеть может сказать, что теперь делает ставку на видео и начать тебе запихивать в ленту Reels, которые тебе, возможно, не очень и хотелось видеть. Я вообще прихожу посмотреть на своих бывших одноклассников и нескольких Insta-моделей (к примеру), зачем мне столько рекомендаций?

Соцсети переживают титанические изменения, смотрят на внутреннюю аналитику и данные и вообще не учитывают мнение людей. Только если это не семья Кардашьянов, тогда да, временно откатывают, чтобы перегруппироваться.

Раньше я был уверен, что «там что-то знают» и видят цифры. Глядя на то, как ВК про….л все полимеры за последние годы в плане ленты, так уже не кажется. Все могут ошибаться и двигаться не туда.

Но у нас с тобой нет возможности повлиять на изменения. На алгоритм, на обновления, на политику удаления контента и аккаунтов. При том, что соцсети стали больше и сильнее многих стран.

В странах есть выборы, есть правительства и возможность влиять на законы (самому смешно). У крупных сервисов такого нет. Это частные компании – не нравится, иди сделай свой youtube.

О проблемах с модерацией и алгоритмом, о том, как «кучка людей» пытается управлять информацией во всём мире, хорошо рассказывают слитые документы Facebook, которые разбирали журналисты. Короткое изложение фактов я собирал в отдельной статье.


Что будет дальше?

Уверен, что таким сервисам нужна система, которая будет банить людей не от балды, а по зафиксированным принципам, а у общества должна быть возможность её контролировать. Наблюдательный совет, внутренняя организация с возможностью обжаловать решения сервиса и повлиять на него.

Это не утопия, а вполне реальное будущее. Когда-то был Standard Oil, была Windows, которая сопротивлялась стороннему софту и особенно браузерам других компаний.

Последние пару лет идёт борьба за альтернативные магазины приложений в iOS. Вообще не удивлюсь, если через какое-то время в соцсетях появится возможность переключаться между разными «поставщиками» алгоритмов в лентах новостей, выбирая альтернативные варианты.

Сейчас платформы защищает секция 230 закона «О соблюдении приличий в коммуникациях» от 1996 года. Она дала возможность появлению того интернета, который есть сейчас.

Если коротко: сервисы не являются издателями, то есть не несут ответственность за то, что пишут пользователи. При этом могут модерировать контент так, как захотят и защищены от исков.

Возможно, стоит внести новые поправки в этот закон.

Хочешь больше классных исследований 
и статей? 
Подпишись на мои соцсети:

Insta-профиль с постами-карточками
Telegram-канал
Группа Вконтакте

Уникальная платформа для подкастеров и рекламодателей — mave
— Бесплатный и безлимитный хостинг для подкастов с продвинутой аналитикой.
— Крупнейшая в СНГ база подкастов для рекламодателей с риалтайм статистикой

mave — тут рождаются подкасты

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

© 2016-2024 Dnative 

ИП Ткачук А.С. ИНН 780454926191

Close