О чём писать FMCG-брендам в соцсетях

Мне боязно писать и публиковать эту статью. Нет, не потому что, я раскрою тайный секрет, о котором должны знать только избранные. И ничего противозаконного тут нет. Просто, когда твоё мнение не совпадает почти со всем рынком, сложно остаться верным своим идеям и не решить, что «ну они то явно что-то знают, это я туплю».

С другой стороны, эти же люди постоянно совершают одну из самых примитивных ошибок в SMM, гонятся за подписчиками, когда им нужны просто платные охваты. Поэтому, возможно (скорее всего) я точно прав.


Начну с того, что я сам много работал с FMCG. И в Беларуси, и в России. KiKat, Lays, Nescafe 3в1, Borjomi, ФрутоНяня, Святой Источник, Fazer, колбасы и много-много алкоголя (перечислять долго). Опыт и послужной список есть + можно добавить десятки тендеров для разных брендов из этой же сферы. Как мне кажется, я неплохо понимаю мир FMCG в соцсетях. И тоже грешен.

Поэтому знаю, откуда берётся такой всратый и бесполезный контент, который никому нужен. И агентства от него вешаются, и клиенты давно потеряли интерес, а аудитории он сразу был не интересен.

Если есть ад для креаторов и копирайтеров, то эти ТЗ и креативы выходят оттуда.

Что мы имеем на старте:

  1. Чаще всего страница будет для моно-продукта. То есть Есть вот СОК, или ВОДА, или макароны. Про их состав, полезность и то, как продукт здорово поднимает настроение, написать десятки постов не выйдет.
  2. Чаще всего бренд хочет построить комьюнити. Для FMCG-бренда, да. Это тупик, подробнее в статье про глупость такого подхода.
  3. Агентство хочет выиграть этот тендер. Нужна креативная презентация.
  4. Ты не можешь просто сказать клиенту, давайте делать просто продуктовый контент. Нужна Big Idea, нужны инсайты и креатив.
  5. Которых в 99 из 100 нет. Либо продукт лажовый, либо агентство на потоке не может выделить ресурсы и нужные кадры. + клиент реальный креатив может не согласовать. (Сделайте классно и вирусно для молодёжи, но без перегибов)
  6. Получается, нужно придумать какую-нибудь ШТУКУ-ДРЮКУ, чтобы понравилась клиенту и была в его понимании креативной и подходящей аудитории.

Просто идеальные компоненты для крутого проекта. Фактически — это фестивальный уровень, не меньше.

Когда-то давно я был уверен, что просто продуктовый контент аудитории не нужен. И с удивлением смотрел на такие графики/аналитику, где в лидерах по мотивации для подписки на страницы брендов, неизменно первые места занимает продуктовый контент.

Американцы, думал я. У нас свой путь.

А потом заработал денег, сам стал активной категорией клиентов и не нашёл вообще страниц брендов, которые удовлетворяли бы мои потребности.

А может исследования были правы? — подумал я.

Сейчас я уверен, что продуктовый контент, чисто продуктовый контент должен быть основой для большей части бизнеса в соцсетях. Его боятся, он типа снижает вовлечение и так далее. Ну, плохой продуктовый может быть и да, снижает. Да и сама вовлечённость и мастурбация на неё должны остаться в далёком прошлом зачатков SMM.

Весь контент бренда должен быть неразрывно связан со своим продуктом и построен только на нём. Юмор, шутки, да всё должно быть про него.

Только как шутить про сок? Точнее как шутить про сок не 18+ и в рамках УК РФ? Вот и получается натужное вовлечение. Ну или около-тематические посты

Это не FMCG и вообще Twitter, но хорошо, хоть и специально так сделано.

Получается, что контент надумывается через придуманно-натянутую креативно-большую-идею, которая может и красиво выглядит в презентации «О, мы создаём сообщество для любителей фана. Развлечения на каждый день», только в реальности не имеет шансов на существование.

Это просто слил бабла для бренда. Хоть на фоне костов ТВ-рекламы, SMM делается на сдачу от парковки продакшена во время съёмок.


И что делать?

Хотел бы сказать да хрен его знает, но делать что-то надо. Есть у меня один вариант. А что если… Ну только представим. Что если… перестать делать контент ради контента и:

  1. Выделить фокусные сообщения бренда и продуктов.
  2. Определиться с несколькими ключевыми сегментами аудитории, не в духе 16-65 лет.
  3. Под каждый из них, сделать ограниченное количество очень хороших и качественных постов, а не вставлять в сток скриншот пачки сока.
  4. Поставить их в промо. С бюджетами. С 2-3-4 млн показов.
  5. Повторять до выполнения всех целей.

Бренд = идея * частоту и количество контактов. Что угодно может стать крутым брендом при наличии бюджетов (и качества продукта).

На телевизоре такой подход никого не удивляет. В наружке тоже. Это классика и основа маркетинга. И только в соцсетях: мы хотим говорить с аудиторией на одном языке и строить сообщество фанатов бренда. ФАНАТОВ МАКАРОН, ДА? Общество любителей сыра? Ну вы о чём?

Одно дело мы строим комьюнити для Lego. Для автобрендов (у них вообще не получается, но это возможно). Другое дело, когда я продаю гречку. Какое, к чёрту, комьюнити? Хотя, ну если долбануться на все деньги и дать карт бланш опытной команде, то и с гречкой может получиться. Взять тот же Роллтон…

Говорить на языке аудитории. Обожаю, когда в TOV SMM-стратегии есть эта строчка. А она есть почти всегда. Говорить на языке аудитории? Когда вы в последний раз открывали комментарии в группах, где реально общается ваша ЦА? Действительно говорить на языке аудитории может позволить себе на рынке единичные бренды, все остальные согласовывают каждую запятую и формулировку, делают стерильные тексты и картинки, в расчёте, что это зайдёт ЦА? Пхахаха.


В итоге, контент FMCG-брендов состоит из этого кринжа…

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

Close