Там, где хорошо. Конец.
Так сложилось, что большая часть материалов про взаимоотношения работодатель — сотрудник, написаны про выбор специалистов, про контролирование их работы. Хочу внести баланс и поговорить о работодателях.
Что важно на рабочем месте для вас? Не знаю. Базово хочется сказать — важна зарплата. Но это очень примитивный и конечный путь развития специалиста. Поэтому разверну мысль в статью.
Как выбирал, где работать?
Это сейчас я красив, богат и опытен. Так было не всегда. Но независимо от своих навыков, уровня дохода, места жительства, один главный критерий в новом месте работы для меня всегда был неизменным.
РАЗВИТИЕ. Я часто менял работу, в среднем раз в полтора года. Спасибо LinkedIn, что в нём есть мои «работы» до ухода во фриланс.
Что общего у абсолютно разных позиций, на которых я работал? Каждый раз я шёл на повышение уровня ответственности и рост компетенций. На РОПа можно не смотреть, это было обучение SMM-с-продажами, ужасный и потрясающий период жизни.
Каждое новое место работы — новый вызов, новый рост. Всё, что я всегда искал в работе, и что рекомендую делать вам — рост навыков, новый опыт, новые скиллы. Только это важно, особенно на старте карьеры.
Зарплата? Первые доходы были в районе 500$ в месяц (в Беларуси всегда всё считается в $), уходил из SETTERS я с зарплатой в 130 тысяч рублей (фикса) + бонусы и лекции, что в тот момент было примерно 2000$+. Да, рост дохода есть, но это 7 лет впахивания.
Может тогда я что-то делал неправильно? Всё правильно, ятаксчитаю. Ведь доход не ограничивается только зарплатой. В момент, когда я ушёл во фриланс, зарплата в годовом доходе составляла только 33%. То есть наработанный опыт и знания я конвертировал в деньги не только продавая своё время работодателю.
Что выбирать специалисту?
Я уверен, что начинающему специалисту на работе самое главное — правильный опыт и развитие до мидла. Мидлу опыт также супер важен, но можно смотреть и на другие характеристики работодателя. Дону-Сеньёру я вообще советовать ничего не вправе, он(а) познал(а) жизнь.
ОПЫТ* > ДЕНЬГИ в моменте
*правильный опыт. Можно работать годами в агентстве или на стороне клиента, вести проекты и ни разу не вырасти как специалист. Поэтому стаж в годах слабо коррелирует с реальным скиллом специалиста.
На рынке хватает маркетологов, которые годами сидят на стороне клиента и не знают ничего. Умеют ставить примитивные ТЗшки агентствам, согласовывают днями бесполезные посты и так далее.
Правильный опыт джуну может дать либо нормальное агентство, либо работа на стороне крупного развитого бренда. Или редких современных небольших брендов, которые задрачивают маркетинг, таких просто не много.
Правильный опыт = наличие в команде более опытных специалистов, которые знают, что делают и ставят задачи в нашего Джуна. Зная, как правильно и видя результат работы Джуна, они помогают и направляют его в нужном направлении.
Так Джун постепенно превращается в Мидла. В агентстве этот процесс идёт быстрее. Банально выше скорость работы, больше проектов и клиентов, постоянная смена проектов.
Если вы думаете, что я пишу глупость и в агентстве всё не так. То вы просто работаете в плохом агентстве. Всё просто. В нормальном, в том самом, в котором я рекомендую работать, на вас обрушивается нескончаемый поток задач и проектов, с постоянными сжатыми дедлайнами, запусками и проверками проверок.
Жизнь ускоряется, Джун в шоке, но быстро учится. Если Джун с мозгами и справляется, на него начинают скидывать более ответственные задачи. Так и происходит рост. Через боль, но рост быстрый и качественный. За ним следует и рост зарплат.
Если в агентстве расслабуха, проекты не горят, задач мало… Бегите оттуда. Вы просто впустую меняете своё время на низкую зарплату, ничего не получая для своего роста.
Платить, скорее всего, будут мало. Джунов много и их дорого растить. До толковых Мидлов дорастает небольшой процент пытающихся и за них уже начинается борьба. Не говоря уже о более высоких уровнях специалистов.
Тут всё как в той самой поговорке из университета. Сначала ты работаешь на опыт, потом опыт работает на тебя.
«Тебе легко говорить про опыт вместо денег». Я уходил на более высокие позиции с понижением зарплаты. Один раз, но всё же уходил. Когда ставишь своё развитие выше сиюминутных интересов, получаешь качественный профессиональный путь и становишься востребованным специалистом.
И каждый раз, когда я менял работу, я слышал от родителей «зачем тебе куда-то уходить, тут же хорошо, всё понятно и спокойно и зарплата хорошая». Скорее всего вы столкнётесь с похожей ситуацией от родных и близких.
Агентство или инхаус?
Смотря какое и смотря для кого. Выбирать достаточно просто.
Как выбрать агентство:
- Смотрю на их проекты и портфолио. Если я хочу работать с этими клиентами и делать такие же кейсы, это уже правильное направление.
Тут ещё важно смотреть на даты этих проектов. Если всё крутое было сделано в 2018-19 годах и ничего нового нет, возможно агентство не в лучшей форме. - Смотрю на уровень работы по моему профилю в действующих проектах.
- Смотрю на их положение в рейтингах. Можно начать с Рейтинга Рунета, там в каждой категории можно найти вполне объективные топы.
- Ищу/читаю отзывы на рынке. Вряд ли получится найти, только в чатах от бывших сотрудников, для Джунов будет сложно.
- Само собеседование, насколько адекватен руководитель, с которым мне предстоит работать, мой список обязанностей и задач.
Мидлу и выше важно понять организационную структуру команды, распределение обязанностей, переработки. - И только после всего этого офис, плюшки и так далее.
Инхаус выбирается также, с поправкой на тот факт, что заниматься придётся, скорее всего, одним проектом. Хоть у меня был период в найме, когда на стороне клиента было что-то в районе 9 брендов. Но это скорее исключение, чем правило.
Определитесь с тем, что вам реально важно получить на новом месте работы. К примеру я часто задавал вопрос о 5 самых важных вещах в работе, во время собеседований. Мой топ выглядит так:
- Опыт и развитие.
- Самореализация в интересных проектах.
- График и коллектив.
- Рабочее место, например мне важно сидеть спиной к стенке, а не на проходе.
- Зарплата (оплата всегда должна быть вовремя, мои первые работы нанесли мне неизгладимую травму задержками в месяц)
Сейчас у меня больше 10 лет опыта в сфере, и единственная ситуация, когда я бы мог задуматься уйти из фриланса в найм — космический опыт и нереальный проект. По моим наблюдениям, деньги всегда приходят вслед за ними. Чего и вам желаю.
Алексей Ткачук
Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru
В SMM с 2013 года
Это я написал статью. И весь блог.