Быстрая навигация по статье
Я начал делать подкасты в апреле 2019 года и за это время выпустил больше 550 эпизодов подкастов. Суммарно выпуски собрали около 1,5 млн прослушиваний и в районе 500 тысяч просмотров видео-версий.
Денег особо на подкастах не заработал, за всё время около 300 тысяч рублей, но и цели жесткой монетизации и выхода на крупные суммы не было.
Я пишу эту статью, чтобы поделиться своим опытом, наблюдениями по созданию подкастов, рассказать про свои ошибки. Этого материала недостаточно для того, чтобы начать делать подкасты, это мой опыт и у других он может быть кардинально иным.
ТОП10 наблюдений про подкасты от меня:
- Их прикольно делать. Когда-то было «круто» говорить, что ты ведёшь Telegram-канал. Сегодня ты интересный, если ведёшь свой подкаст. Могу ошибаться, но мне так кажется.
- Их ОЧЕНЬ сложно продвигать. Есть буквально 1 способ гарантированно продвинуть подкаст — наличие накопленной и лояльной аудитории на других площадках. Если у тебя прямо сейчас нулевая аудитория везде, то готовься к 10 прослушиваниям на эпизод. Точнее готовься радоваться этому числу.
Таргет не работает.
Промо у блогеров почти не работает.
В фичеринг попасть ОЧЕНЬ тяжело (чтобы сама стриминговая площадка поставила тебя на главную).
Медийные гости работают, но привлечь их в нулевой подкаст почти нереально. - В подкастах пока мало аудитории. Подкаст со стабильной 1000 прослушиваний это уже не мало. Самый популярный эпизод Продажных блогеров набрал почти 30 тысяч прослушиваний. Это примерный максимум в категории маркетинг. Подкасты с более широкой аудиторией могут собирать под 100к, но это единицы на всём рынке.
- Мало аудитории = мало обратной связи. У 50% подкастов Apple Подкастах меньше 4 оценок.
- Мало обратной связи = мало мотивации. Я сам творец и создатель контента последние 5 лет, поэтому знаю, как это сильно может сказываться на мотивации. Подавляющее большинство подкастов заканчиваются толком не начавшись. Сделать 1 эпизод легко. Сделать 10й эпизод тоже в целом не сложно. Придумать тему для 20, 30… эпизода значительно сложнее.
- Аудитория в подкастах самая вовлечённая и лояльная. В первый раз ко мне на улице подошли с фразой «я тебя знаю» слушатель подкаста (ну либо я забыл более старые случаи). Прослушивание подкаста зачастую почти интимный процесс, есть только голос, поэтому такая глубокая связь. И удержание аудитории в 80% к концу эпизода вообще не новость.
- Голос и речь. Подкаст = звук. Звук можно записать даже в айфон (об этом ниже), а вот речь и голос это сложнее. Только кажется, что все мы умеем говорить. Как только начинаешь писать подкаст, особенно один, сразу понимаешь, что словарный запас уехал в другой город, а в гости поселились Ээээ, ммм, вздоховыдохи и другие слова-паразиты.
Я знаю только один способ прокачать речь — много практиковаться. Каждый следующий эпизод будет лучше. - Алкоголь и мат. Спустя много записанных эпизодов я пришёл к выводу, что эпизод без мата лучше, чем эпизод с матом. Попробуй без него, будет лучше.
Алкоголь на записи (по бутылке на каждой эпизоде Полусладкого подкаста) это тяжело. Тебя может унести не туда, “газики” давят и не дают нормально говорить. Будь аккуратнее с ним. - Не начинай с интервью. Интервью это ОЧЕНЬ СЛОЖНО. Если говорить про хорошее интервью. Кроме того, их очень много, а в нулевой подкаст сложно позвать интересных медийных гостей. Если гости не медийные, то прослушиваний будет мало. Замкнутый круг.
- Подкаст со сценарием почти всегда лучше, чем подкаст без него. Правда у меня таких не было.
Мои микрофоны для записи подкастов
Микрофонов у меня было несколько. Главной проблемой всегда было запись двух людей одновременно в одном помещении. Покупать 2 микрофона? Покупать микшер или целый пульт? В итоге я просто отселил второго спикера и мы стали писать по Zoom (лучший и самый простой вариант), либо в два ноутбука параллельно.
1. Петличный микрофон Boya BY-M1, 1500 рублей
Бесполезный кусок пластика. Слушать первые эпизоды Полусладкого подкаста, записанные на микрофон очень тяжело. Проблема осложнялась ещё и тем, что я купил дополнительно Адаптер-микшер Boya BY-MP4 за почти 4 тысячи рублей, чтобы подключать к нему параллельно 2 петлички в моно-режиме.
Звук был отвратительный. Не рекомендую.
2. Конденсаторный USB-микрофон AU-A04TC, 4000 рублей
Я всегда хотел записывать подкаст «просто». Без сложных систем, воткнул микрофон в ноутбук и полетели, поэтому выбирал между USB-микрофонами.
Такой «Podcast Kit» провёл со мной больше года и я им был в целом доволен. Звёзд с неба не хватает, эхо в комнате слышит, но за такие деньги один из лучших вариантов на рынке, как мне кажется.
Два одинаковых микрофона в мой Mac через Adobe Audition работать параллельно не захотели, хотя все уверяли, что должны.
2. Конденсаторный USB-микрофон AU-A04TC, 4000 рублей
Я всегда хотел записывать подкаст «просто». Без сложных систем, воткнул микрофон в ноутбук и полетели, поэтому выбирал между USB-микрофонами.
Такой «Podcast Kit» провёл со мной больше года и я им был в целом доволен. Звёзд с неба не хватает, эхо в комнате слышит, но за такие деньги один из лучших вариантов на рынке, как мне кажется.
Два одинаковых микрофона в мой Mac через Adobe Audition работать параллельно не захотели, хотя все уверяли, что должны.
3. Rode NT-USB, 15000 рублей
Мой актуальный красавец, давно его хотел. Не знаю, почему именно его, но прям хотел.
Он классный, он уже во взрослой лиге и он не подходит моему голосу xD По крайней мере мне так кажется. Микрофон с радостью ловит кучу высоких частот, а у меня, как оказалось, голос не сказать, чтобы бас.
Поэтому на динамиках Macbook свистит немного, в наушниках и обычных колонках в целом всё хорошо.
Судя по Stories в Insta-профиле Ольги Кравцовой (голос Кубик в Кубике) они пишут озвучку крутых сериалов на такой микрофон, просто помещение подготовлено.
Честно, я не заметил особой разницы между предыдущим вариантом, просто хотел себя порадовать.
4. Iphone!
Свой ежедневный подкаст я начал с того, что записывал аудио-сообщения в telegram-канал и делал так примерно 50-60 раз, до момента, пока не купил себе первый микрофон.
И знаешь что? Качество было НОРМ! Лучше, чем у петлички или AirPods. Я вообще не понимаю, кто и когда кому-то сказал, что у AirPods нормальный микрофон. Он ОТСТОЙНЫЙ!
Если нет микрофона, если жалко покупать микрофон для того, чтобы попробовать подкаст, пиши спокойно в смартфон (у iphone вроде как с микрофонами лучше дела, но я не проверял и могу ошибаться).
Работа со звуком и монтаж подкастов
Скажу сразу, я не умею работать со звуком. Я больше 2 лет занимаюсь подкастами, я записал больше 550 эпизодов и я владею примерно нулевым навыком в обработке звука.
Монтаж я пробовал делать раньше сам. В итоге сейчас эпизоды делятся у меня на 2 вида:
1. Мой подкаст Dnative. Я за 20-30 минут рассказываю ключевые новости Digital за день. В этом подкасте нет монтажной работы. И обработки звука. Вообще. Я настолько ленивый, что решил научиться говорить одним дублем, лишь бы ничего не монтировать.
Научился. Говорю одним дублем и говорю, как мне кажется, неплохо. 500 записанных эпизодов только этого подкаста (раньше он публиковался только в Telegram и потом удалялся) прошли не зря.
2. Полусладкий подкаст и Продажные блогеры. В этих подкастах участвует минимум по 2 человека + гости. Каждый эпизод пишется по 1-2 часа, в финальную версию попадает не больше 40 минут.
Пишу звук в Adobe Audition 2020, не использую 99% возможностей программы, но привык к интерфейсу и чистить звук, монтировать и сводить дорожки тут можно отлично. Один из лучший вариантов. Есть ещё GarageBand, есть бесплатный Audacity с интерфейсом из каменного века. Не знаю почему, но вылетал у меня буквально постоянно на винде.
Главная тайна работы со звуком в следующем:
- Слушатель будет слушать подкаст в наушниках уровня AirPods. В 99,99% случаев, или на колонках и так далее. Лучше хороший звук, чем идеальный. Хороший звук: в меру громкий, без эхо и желательно без посторонних звуков (улица, дети, собака, хруст на фоне), если это не часть атмосферы подкаста.
На идеальный звук может уйти слишком много ресурсов и мотивация делать подкаст просто исчезнет. - Помещение с коврами лучше, чем помещение без ковров.
- Носок на айфоне не нужен, я пробовал и с ним и без него, разницы никакой.
- Всегда найдётся человек, который скажет, что ему слишком тихо, слишком громко, много вздохов, много эээ, и так далее. Ну и ладно.
Сервисы и хостинги для подкастов
За время развития своих подкастов я сменил три хостинг-платформы: soundcloud, anchor, mave.
1. mave – бесплатная, безлимитная платформа для подкастеров.
Лучшая платформа для начинающего подкастера, для опытного подкастера с несколькими подкастами и вообще для всех. По удивительному стечению обстоятельств, я сооснователь этой платформы 🙄
Если серьёзно, то у mave есть только один конкурент, Anchor, про него расскажу дальше.
Плюсы mave:
- Полностью бесплатный хостинг
- Безлимитный хостинг
- Мультиподкастинг: в одной учётной записи можно заводить сколько угодно подкастов
- Статистика по стандартам IAB с самыми честными данными
- Мониторинг чартов Apple Подкастов, Яндекс.Музыки и Pocket Casts
- Статистика по платформам прослушивания, географии, интересам аудитории
- Сайт для подкастера со всеми кнопками на стриминги, соцсети и контакты
- Самый адекватный интерфейс
- Быстрая и русскоязычная поддержка
- Импорт статистики подкаста из Anchor
- База знаний для подкастера с ответами на все ключевые вопросы
- Возможность монетизации подкаста через встроенную рекламную сеть (soon)
2. Anchor. Очень популярный бесплатный хостинг для подкастов, главной фишкой которого раньше была стартовая автодистрибуция подкаста на стриминги. Сейчас эту штуку уже отключили, но из-за неё многие теряли доступы к своему Apple Podcast Connect, и как следствие, возможность управлять подкастом на платформе от Apple.
У меня огромные вопросы к аналитике прослушиваний Anchor, они с одной стороны могут завышаться на 20-30%, с другой показывают недостоверные данные по источникам прослушиваний. Сравните сами соотношение платформ на трёх хостинг-платформах.
Кроме того, поддержка регулярно отвечала мне с задержкой в несколько дней, иногда неделю+, только английский язык и нулевая адаптация под локальные платформы: ВК, Яндекс и остальные.
3. SoundCloud.
Просто забудь, что там можно делать подкаст. Когда-то кто-то очень давно решил делать подкасты там и это отвратительно. Бесплатного тарифа хватает на пару выпусков, потом надо платить каждый месяц от 8 до 16$. Я таким образом заплатил почти 150$ за один только Полусладкий подкаст, получив при этом нулевую глубину статистики и кривые возможности настройки подкаста.
Например там нет возможности выбора нормальных категорий, сезонов подкаста и много чего ещё. Не рекомендую максимально.
Podcast.ru — создание быстрой страницы подкаста с автоматическим поиском ссылок на стриминговые сервисы твоего подкаста.
Так как любой хороший подкаст можно послушать одновременно на десятке платформ, удобно иметь быструю ссылку, где перечислен весь выбор площадок.
Такую же страницу делаем и мы в mave. Для Dnative подкаста она выглядит так, но скоро мы обновим страницу и она станет лучше.
С чего начать свой подкаст?
Не сделаю откровений, начать стоит с идеи. Я всегда считаю, что контентный проект, будь то блог в Instagram, подкаст или даже tiktok-аккаунт, это в первую очередь идея. Идея, которая прёт настолько, что не делать её просто не можешь.
Дальше под эту идею стоит продумать хотя бы 5 тем эпизодов. Лучше больше. Иначе подкаст закончится. неначавшись.
Определись с переодичностью. Делать выпуски раз в неделю СЛОЖНО. Я пробовал.
Делать выпуски раз в 2 недели уже полегче, но требует жесткой руки менеджера в процессе. Раз в месяц уже мало, имхо. Особенно для новичков.
Делать ежедневный подкаст, как мой Dnative, практически нереально.
Название и обложка подкаста — много споров вокруг этого ходит. Обложка и название важно, но не так важно, как сама суть подкаста. Холодная аудитория на старте подкаст всё равно заметить вряд ли сможет, поэтому можно стартовать с решения «на коленке».
Трансформация моих логотипов для подкаста Rotam, который в итоге стал Dnative.
Делать видео-версию подкаста сложно. Я сделал 250+ выпусков с видео-версией и столько же без неё. Писать подкаст не думая, что надо смотреть в камеру, показывать эмоции и так далее намного легче. Плюс надо запариваться над фоном, картинкой (хотя мне хватило неоновой вывески и айфона на штативе).
Микрофон нужен. Сколько людей пишет подкаст — столько нужно микрофонов. Одного на всех не хватит. Начинай с базовых моделей, в стиле MAONO о котором писал выше. Если нет возможности купить микрофоны сразу, пишите подкаст по ZOOM и говори в айфон.
Выбирай сразу правильный хостинг для подкаста, лучше всего начать с mave. Сразу настраивай дистрибуцию везде. Отличная статья, как настроить дистрибуцию подкаста.
Запасайся терпением и получай удовольствие от процесса!
Стоило того?
По самым скромным оценкам, я потратил на подкасты больше 1500 часов. Рабочих часов.
Я прокачал речь, эмоции в голосе. Мне было намного проще записывать лекции для своих курсов, стало проще выступать с докладами.
Познакомился с массой интересных людей и меня позвали в несколько крутых подкастов поболтать.
Но всё это меркнет перед тем, сколько УДОВОЛЬСТВИЯ я получил от создания подкастов. Это какой-то другой мир, другие эмоции и ощущения от процесса. Удовольствие от работы, не об этом ли все мечтают?
О чём речь, если даже в перезапуске Секса в Большом городе, главная героиня, Кэрри Брэдшоу, которая раньше вела колонку в журнале (а-ля блог), теперь будет вести подкаст.
Если ты хочешь завести подкаст и не знаешь с чего начать, то технический алгоритм дистрибуции и настроек подкаста собран и описан тут.
Лучший блог про Instagram в социальных сетях.
Подписался на свежие статьи?
Insta-профиль с постами-карточками
Telegram-канал
Группа Вконтакте
Страница в Facebook
Youtube-канал
Ежедневный новостной Rotam-подкаст про digital и SMM.
Слушаешь?
Алексей Ткачук
Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru
В SMM с 2013 года
Это я написал статью. И весь блог.