Как понять, когда анализ ЦА плохой?

Простой и универсальный способ проверки вашего анализа целевой аудитории. Подходит как для клиентов, которым принесли стратегию, так и для специалистов.

Сразу дам правильный ответ, а дальше объясню.

Если до изучения результатов анализа ЦА вы знаете об аудитории столько же, сколько и после, то это плохое исследование и плохая работа.

Ткачук, SMM-стратег.

Есть только одно редкое исключение из этого правила. Оно может не работать только в случае, когда вы и являетесь одним из сегментов целевой аудитории. Сами себя прекрасно знаете, по какой-то причине репрезентативны, тогда правило не работает.

Но это почти уникальная ситуация в мире маркетинга, поэтому выношу её за скобки.


Как чаще всего пишется анализ целевой аудитории?

Статья про реальность, а не про фантазии. Садится главный стрелочник, то есть стратег, крепко-крепко думает и выдаёт слайд.

Стараясь описать максимально точно, как он себе представляет интересы и увлечения своей целевой аудитории из презентации.

Отсюда рождаются невероятные откровения об аудитории. Оказывается, что она:

  • Любит слушать музыку;
  • Обожает путешествовать и открывать для себя что-то новое;
  • Проводит много времени в интернете;
  • Лайкает мемы;
  • Смотрит сериалы и фильмы;
  • Хочет заботиться о своей семье (при её наличии).

Узнали? Согласны? Я сейчас описал примерно всех. Но если сузить возраст, добавить красочных деталей, получится отличный портрет для какой-нибудь ЦА в стратегии. Дальше щепотка персонализации и фотографий из соцсетей какого-нибудь бедолаги, получаем ещё и бренд-чемпиона.

Если вы мне скажете, что такого не бывает, что не видели таких примеров… То… Я вам просто не поверю. Чем дальше в рынок, тем больше такого. Я сейчас делаю разборы готовых SMM-стратегий для своего курса WHYTE и столько вижу таких примеров.

Сжатые сроки, отсутствующее понимание, как это вообще делать на практике, нулевой бюджет на изучение. Много есть причин, какая разница, почему так происходит? Сути дела не меняет.

В стратегии есть раздел с инсайтом, сообщением бренда, может даже RTB? Воу, накидываем и туда стереотипов, стратегия готова.


Вернёмся к моему лайфхаку-проверке. Мне не нужно изучать целевую аудиторию мамочек, чтобы сказать, что те любят своих детей и очень сильно о них переживают, заботятся и пытаются дать лучшее.

Мне не нужно проводить часы над анализом студентов, чтобы сказать, что те, с большего, хотят сэкономить, любят музыку и сериалы.

Кроме того, это никак не помогает нам в разработке SMM-стратегии. Но вот если я смогу нарыть, что ЛПРы в моей нише B2B обожают тупой юмор и ущербные мемы, то это раскрывает для медиа-планирования и контент-стратегии новые горизонты.

Нам нужно понять аудиторию. Что ей нравится в контенте. Как они с ним взаимодействуют. Где сидят. Что их волнует. Это нам надо для хорошей стратегии. А тут только руки в помощь. Руки, чужие качественные исследования, опросы, наблюдение.

Я даже завёл для себя Telegram-канал, куда собираю интересные исследования и презентации, чтобы проще было искать при разработке стратегий. Канал Склад статистики и исследований Dnative вот тут, по ссылочке.

Поэтому очень легко понять, была какая-то реальная работа стратега над изучением ЦА или нет. Если набор стереотипов, пусть и подробно описанный, то всё сразу становится понятно.


Ещё один способ проверки анализа ЦА

Делюсь вторым лайфхаком. Достаточно спросить у команды, откуда взяты эти данные? Один вопрос, который буквально ставит в тупик. Это ещё и хорошая самопроверка. Если нет источника, нет исследования, значит это придумано.

Ну мы провели анализ… — покажите результаты. Анализ = какая-то выборка, записи по наблюдениям, страницы, ссылки.

Плюс ещё несколько советов-наблюдений:

  1. Чем шире сегмент аудитории, тем банальнее будет его описание. Студенты одного университета могут сильно отличаться от общей массы, но все студенты = становятся банальщиной.
  2. Крутой контент очень редко создаётся сразу для всех. 20-45 лет, средний+ уровень дохода — это, как раз, ВСЕ.
  3. Клиенту зачастую сложно понять, что лучше выбрать 1-2-3 понятных сегмента ЦА и делать для них убер-крутой SMM, чем пытаться долбить сразу во всех своих клиентов. Бриф одного бренда чипсов, у которых ЦА 16-65, до сих пор не забывал (ну у них у всех есть рот для наших чипсов).
  4. Если из стратегии выкинуть анализ ЦА и не возникает вопросов, почему мы делаем такой контент и такое продвижение, то анализ был бесполезным.
Можно заменить на «ЦА глазами клиента» и «ЦА в реальной среде обитания»

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

© 2016-2024 Dnative 

ИП Ткачук А.С. ИНН 780454926191

Close