Цифровой сад — альтернатива классическим блогам?

Адаптированный перевод статьи (оригинал на английском тут) которая идеально продолжает тему Как блог сломал интернет.

Речь пойдёт про уход от стандартного хронологического формата ведения standalone-блогов, где новые статьи вытесняют старые с главной страницы, у каждого блога десятки страниц опубликованных материалов (как например у меня в DNative, где уже накопилось более 400 статей). Это другой подход и я всё чаще на него натыкаются в англоязычном интернете, но не знал, что это и как называется.

А название у этого подхода есть — Digital Garden, что я позволил себе перевести, как Цифровой сад, но возможно вы предложите более миловидное название.


Краткая история и этика Цифрового сада

Как вы себе представляете блог? Скорее всего, это набор статей, отображаемых в обратном хронологическом порядке. Классика. Но Цифровой сад совсем другой формат, скорее он напоминает Википедию, только в кратно уменьшенном формате.

Цифровой сад — это коллекция развивающихся идей, которые не строго организованы по дате публикации. Они изначально исследовательские — заметки связаны контекстными ассоциациями. Они не доработаны и не завершены — заметки публикуются как полузаконченные мысли, которые будут расти и развиваться с течением времени. Они куда менее совершенные, чем стандартные блоги, которые мы привыкли видеть.

Это возвращает нас к ранним дням Интернета, когда у людей было меньше представлений о том, какими «должны быть» сайты. Это идеал, который одновременно является классически старым и недавно придуманным.


Краткая история цифровых садов

Давайте совершим небольшое путешествие к происхождению этого слова. Понятие цифрового сада не чем-то новым. Оно витает в воздухе уже более двух десятилетий. Однако за это время оно претерпело несколько семантических сдвигов, подразумевая разные вещи для разных людей на протяжении многих лет. Как это обычно бывает со словами.

Ранние сады гипертекста

Марк Бернстайн опубликовал ещё в 1998 эссе Hypertext Gardens, которое, похоже, является первым зарегистрированным упоминанием этого термина. Марк был частью ранней гипертекстового сообщества – разработчиков, которые выясняли, как организовать и представить эту новую среду.

Хотя это эссе представляет собой прекрасную оду свободному исследованию Интернета, оно не столько о создании личных интернет-пространств, сколько представляет собой манифест о потоках пользовательского опыта и организации контента.

Первые пользователи Интернета были увлечены идеей Сети как лабиринтообразного общественного мира, за которым ухаживают ВикиСадовники и ВикиГномы.  Роли по уходу возлагались на людей, которые убирали неработающие ссылки, указания авторства и неудобные пробелы на общих вики-сайтах.

Ранние веб-дебаты по этому поводу стали известны как Проблема навигации — вопрос о том, как дать пользователям достаточно возможностей для свободного исследования сети, не принуждая их к предопределенному опыту просмотра. Вечная борьба за поиск правильного баланса хаоса и структуры.

«Незапланированное разрастание гипертекста — это дикая местность: сложная и интересная, но неприветливая. В чащах нас ждут интересные вещи, но мы можем не захотеть продираться сквозь кустарник, подвергаясь колючкам и комарам»

Хотя эссе Марка было посвящено проблемам, отличным от тех, с которыми мы сталкиваемся в Интернете сегодня, его основная этика кажется соответствующей нашему формирующемуся пониманию цифрового садоводства. Оно отражает стремление к исследовательскому опыту, приветствие цифровой странности и здоровое сопротивление нисходящим структурам.

После эссе Марка термин «цифровое садоводство» замолчал почти на десятилетие.


Цифровое развлечение в Twitter

В апреле 2007, когда Твиттер вошёл в мир интернета , Рори Сазерленд (как ни странно, вице-президент Ogilvy Group) использовал термин «цифровое садоводство», но определил его как «возню с синхронизацией вещей, дефрагментацию — что-то вроде обрезки для молодых людей». 

Следующая дюжина упоминаний в Twitter полностью соответствовала этому настроению – люди использовали этот термин как способ описания цифрового обслуживания – процесса очистки своего цифрового пространства . Основное внимание уделялось сортировке, прополке, обрезке и расхламлению, а не выращиванию и культивации. Люди упоминали очистку личных папок, кодовых баз и фотоальбомов как фокус своих усилий по садоводству.

Эти люди больше занимались цифровыми технологиями, чем садоводством.

Поскольку никто из этих людей не ссылается на раннюю идею девяностых годов о цифровом садоводстве или не упоминает проблемы гипертекстовой навигации, это использование слова кажется кратким отступлением. Учитывая крошечный размер Twitter в первые дни, эти люди, вероятно, принадлежали к одним и тем же социальным группам и подшучивали друг над другом. Это не обязательно часть основного повествования, которое мы отслеживаем, но показывает, что у этого термина нет одного строгого значения.

Сады, ручьи и метафоры Кофилда

В 2015 Майк Кофилд выступил с докладом на тему «Сад и ручей: технопастораль» . Позже он превратился в объемное эссе , которое заложило основы нашего нынешнего понимания этого термина. Если кого-то и следует считать первоисточником цифрового садоводства , так это Кофилда. 

Кофилд ясно дает понять, что цифровое садоводство не касается конкретных инструментов – это не плагин WordPress, тема Gastby или шаблон Jekyll. Это другой способ мышления о нашем поведении в Интернете вокруг информации – тот, который накапливает личные знания с течением времени в исследуемом пространстве.

Главный аргумент Кофилда состоял в том, что нас увлекли потоки — коллапс информации в одноколейные временные линии событий. Дизайн речевых лент почтовых ящиков, групповых чатов и InstaTwitBook мимолетен — они озабочены только самоуверенными сиюминутными мыслями, которые проносятся мимо нас за несколько мгновений. Хотя сейчас это может показаться очевидным, процесс стриминга всего только начинался.

Это не плохо само по себе. Стримы имеют свое время и место. Twitter — это усилитель силы для исследовательских мыслей и восхитительных встреч, как только вы попадаете в нужную компанию и учитесь играть в эту игру.

Но потоки только выносят на поверхность идеи последних 24 часов. Они не предназначены для накопления знаний, связывания разрозненной информации или созревания с течением времени.

Сад — наш противовес. Сады представляют информацию в богато связанном ландшафте, который медленно растет с течением времени. Все организовано и связано способами, которые позволяют вам исследовать. Подумайте о том, как работает Википедия, когда вы прыгаете от Большевизма к Небесной механике и к Числу Данбара . Это гиперссылка в лучшем виде. Вы можете активно выбирать, по какому пути любопытства следовать, а не по умолчанию следовать алгоритмически отфильтрованному эфемерному потоку. Сад помогает нам уйти от временных потоков в контекстные пространства знаний.

«Сад — это сеть как топология. Сеть как пространство. Это интегративная сеть, итеративная сеть, сеть как расположение и перераспределение вещей друг относительно друга».

Продолжая Кофилд

Хорошие идеи требуют времени для прорастания, и видение Кофилдом личного сада не достигло критической массы сразу. Оно лежало в бездействии, ожидая подходящего времени и подходящих людей, которые его найдут.

В конце 2018 этот термин стали использовать чаще — люди начали передавать друг другу оригинальную статью Кофилда и экспериментировать со способами превращения своих хронологических блогов в исследовательские, взаимосвязанные сады.

Статья «Цифровые потоки, костры и сады» была одной из главных отправных точек. Том прочитал эссе Кофилда и начал размышлять об альтернативных метафорах, чтобы сформулировать способ, которым мы потребляем и производим информацию. Они предложили нам добавить костры к идее потоков и садов — закрытые группы Slack, неформальные блог-кольца и Уютный веб области, где люди пишут в ответ друг другу. В то время как сады представляют идеи отдельного человека, костры являются пространствами для разговоров, где можно обмениваться идеями, которые еще не полностью сформировались.

За Томом вскоре последовал Джоэл Хукс « Мой блог — это цифровой сад, а не блог» в начале 2019. Джоэл сосредоточился на процессе цифрового садоводства, подчеркивая медленный рост идей посредством написания, переписывания, редактирования и пересмотра мыслей на публике. Вместо того, чтобы выкладывать в сеть полностью сформированные мнения и никогда их не менять.

Джоэл также добавил пост Эми Хой «Как блог сломал интернет» к куче влиятельных идей, которые привели к нашему нынешнему увлечению садоводством. Хотя статья Эми не посвящена конкретно садоводству, она дает нам много хорошего исторического контекста. В ней она исследует историю блогов за последние три десятилетия и точно указывает, когда мы все стали зациклены на публикации своих мыслей в обратном хронологическом порядке.

Эми утверждает, что Moveable Type не просто запустил нас в «Эпоху хронологической сортировки». Он также убил дикую, разнообразную, мешанину персонализации веб-сайтов, которая была характерна для раннего Интернета. Вместо того, чтобы вручную кодировать свой собственный макет и решать, как именно расставить цифровую мебель, мы начали входить в эпоху стандартизированных макетов. Шаблоны Plug n’play, в которые вы перетаскиваете контент, стали нормой. Самостоятельно редактировать HTML и CSS стало сложнее и технически сложнее.

«Внезапно люди перестали создавать домашние страницы или даже веб-страницы… они стали писать веб-контент в полях форм и текстовых областях внутри веб-страницы».

Многие сетовали на медленный переход сети от уникальных домашних страниц к безвкусному океану общих тем WordPress. Цифровое садоводство является частью сопротивления ограниченному набору ванильных веб-форматов и макетов, которые мы теперь воспринимаем как должное.

В течение 2019 и начала 2020 года все больше людей начали обсуждать эту концепцию. Шон Ванг составил Условия обслуживания цифрового садоводства . Энн-Лор Ле Канфф опубликовала популярное руководство по созданию цифровых садов без кода . Сообщество IndieWeb организовало всплывающую сессию для обсуждения истории общих заметок, личных вики и дворцов памяти.

К концу 2020 года вся эта концепция привлекла достаточно внимания, чтобы MIT Tech Review написал о ней короткую статью . Возможно, это переломный момент, когда модное словечко в Twitter «сделало это».

Статья о цифровом садоводстве в техническом обзоре Массачусетского технологического института
Статья о цифровом садоводстве в техническом обзоре Массачусетского технологического института

Плодородная почва цифрового садоводства

Почему текущий исторический момент стал подходящим временем для развития цифрового садоводства?

Время совпало с несколькими дополнительными идеями и сообществами, объединяющимися вокруг систем личных знаний, практик ведения заметок и переосмысления инструментов для ведения блогов. Сцена созрела для новых идей относительно кураторства и распространения личных знаний в сети.

Многие из тех, кто первым присоединился к цифровому садоводству, были членами таких сообществ, как…

  • Коллектив IndieWeb — группа, которая уже почти десять лет отстаивает независимые веб-пространства за пределами закрытых садов Instatwitbook.
  • Пользователи приложения для создания заметок Roam Research – Roam стал пионером в создании новых способов связывания контента и очень привлекателен для людей, пытающихся построить разветвленные графы знаний.
  • Последователи курса Тиаго Форте «Развитие второго мозга» , который популяризировал идею активного накопления личных знаний.
  • Люди, объединенные идеей «Обучение на публике» , которая поощряет постоянное создание «учебных материалов» в форме заметок и резюме.

Садоводство под руководством разработчика

Многие из этих ранних последователей были людьми, которые понимали, как создавать веб-сайты, — либо профессиональными разработчиками, либо энтузиастами-любителями. Любой новый эксперимент с вебом требует знания нетривиального количества HTML, CSS и JS. Не говоря уже обо всей окружающей инфраструктуре, которая фактически требовалась для того, чтобы сайт заработал. Разработчики взялись за эту идею, потому что у них уже были технические возможности поиграть с тем, как могут выглядеть веб-сайты в стиле сада.

Текущее состояние веб-разработки также помогло здесь. Хотя кажется, что мы медленно скатываемся в ужасающе сложный и раздутый процесс веб-разработки, ряд недавних инструментов упростили создание и запуск полностью настроенного веб-сайта. Такие сервисы, как Netlify и Vercel, упростили процесс развертывания. Статические генераторы сайтов, такие как Jekyll , Gatsby , 11ty и Next, упрощают создание сложных веб-сайтов, которые автоматически генерируют страницы и берут на себя тяжелую работу, например, оптимизацию времени загрузки, изображений и SEO.  Многие не согласятся, что этот взрыв мусора, напичканного JavaScript, является чистым приобретением для сети. Мы все оплакиваем потерю возможности загружать чистые файлы HTML и CSS через FTP. Но те дни прошли, и единственное, что мы можем сделать сейчас, это медленно распутывать наше спагетти JavaScript и упаковывать его в более доступные инструменты сборки. Эти сервисы пытаются найти золотую середину между утомительным ручным кодированием и ограничениями WordPress или Squarespace.

Хотя разработчики были первыми на сцене, множество писателей, исследователей и любителей заметок были привлечены идеей цифрового садоводства. Чтобы помочь людям без навыков программирования присоединиться, произошел всплеск шаблонов и платформ, которые позволяют людям создавать свои собственные цифровые сады, не касаясь тонны кода. Я написал целое руководство по Цифровое садоводство для нетехнических людей если вы попадаете в эту категорию.

Такие инструменты, как Obsidian , TiddlyWiki и Notion — все это отличные варианты. Многие из них предлагают такие интересные функции, как вложенные папки, Двунаправленные ссылки , сноски и наглядные графики.

Однако многие из этих инструментов без кода все еще кажутся шаблонными решениями. Вместо того чтобы позволить людям проектировать информационную архитектуру и пространственные макеты своих садов, они неизбежно заставляют людей принимать заранее подготовленные решения. Это не значит, что они не «считаются» как «настоящие» сады, а просто что они в какой-то степени ограничивают своих садоводов. Вы не можете проектировать различные типы ссылок, новые функции, экспериментальные макеты или индивидуальную архитектуру. Это сборные дома, а не сырые строительные материалы.


Шесть моделей садоводства

В недавней суматохе, связанной с садоводством, мы столкнулись с неизбежной путаницей относительно определения этого термина.

Существуют спорные идеи о том, что можно считать садом, на чем должен быть сосредоточен основной этос и заслуживает ли он вообще нового ярлыка. Что именно делает веб-сайт цифровым садом , а не просто еще одним блогом?

Прочитав все существующие трактовки этого термина, изучив множество разнообразных садов и собрав лучшие примеры , я выделил несколько ключевых качеств, которые присущи им всем.

Есть несколько руководящих принципов, шаблонов дизайна и структур, вокруг которых люди объединяются. Это своего рода цифровое садоводство Язык шаблонов .

1. Топография по временным линиям

Сады организованы вокруг контекстуальных отношений и ассоциативных связей ; концепции и темы внутри каждой заметки определяют, как она связана с другими.

Это противоречит временной структуре традиционных блогов: записи представлены в обратном хронологическом порядке по дате публикации.

Сады не считают даты публикации самой важной деталью текста. Даты могут быть включены в посты, но они не являются структурной основой того, как вы перемещаетесь по саду. Посты связаны с другими постами через связанные темы, разделы и общий контекст.

Один из лучших способов сделать это — через Двунаправленные ссылки – ссылки, которые делают и целевую, и исходную страницу видимыми для читателя. Это позволяет легко перемещаться между связанным контентом.

Линейная временная шкала постов против пространственной компоновки связанных постов

Поскольку заметки о садах тесно связаны между собой, исследователь сада может войти в любое место и следовать по любому пути, указанному в контенте, а не попадать в «самую последнюю» ленту.

Такие ссылки необходимы, но садоводы часто накладывают другие способы исследования своей базы знаний. Они могут иметь тематические кучи , вложенные папки , теги и функциональность фильтрации, расширенные панели поиска , визуальные графики узлов или центральные индексы, перечисляющие заметный и популярный контент.

Множество точек входа, но нет предписанных путей.

2. Непрерывный рост

Сады никогда не заканчиваются, они постоянно растут, развиваются и меняются . Так же, как настоящая почва, морковь и капуста.

Это не то, как мы обычно думаем о написании в сети. За последнее десятилетие мы отошли от случайных записей в живом журнале и формализовали наше письмо в статьи и эссе . Они тщательно проработаны, отредактированы, пересмотрены и опубликованы с отметкой времени. Когда это сделано, это сделано. Мы ведем себя как маленькие журналы, отправляя наши записи в типографию.

Это странно, учитывая, что возможность редактирования — один из главных аргументов в пользу Интернета. Сады склоняются к этому — у сада нет «окончательной версии». То, что вы публикуете, всегда открыто для пересмотра и расширения. Или, что более вероятно, сокращение и прояснение

Сады созданы для того, чтобы развиваться вместе с вашими мыслями. Когда у вас впервые появляется идея, она размыта и неотшлифована. Вы можете заметить закономерность в своем уголке мира, но вам нужно собрать доказательства, рассмотреть контраргументы, выявить похожие тенденции и исследовать, кто еще думал о таких мыслях до вас. Короче говоря, вам нужно сделать свою домашнюю работу и критически обдумать ее с течением времени.

График зависимости времени от объема работы. Садоводство подразумевает небольшие объемы работы с течением времени, в то время как классическое ведение блога подразумевает большой объем работы за один раз.

В садоводстве этот процесс исследования и совершенствования происходит в открытом интернете. Вы публикуете идеи, пока они еще «сеянцы», и регулярно ухаживаете за ними, пока они не станут полностью взрослыми, респектабельными мнениями.

Это имеет ряд преимуществ:

  • Вы освобождены от давления, чтобы сделать все правильно немедленно. Вы можете тестировать идеи, получать обратную связь и пересматривать свои мнения, как хороший гражданин Интернета.
  • Это низкое трение . Садоводство ваших мыслей становится ежедневным ритуалом, требующим лишь небольшого количества усилий. Со временем вырастают большие вещи.
  • Это дает читателям возможность заглянуть в ваш писательский и мыслительный процесс. Они приходят к пониманию того, что вы не волшебная машина идей, выдающая идеально оформленные мысли, а такой же посредственный человек, который делает Работу, пытаясь понять мир и осмыслить его вместе с вами.

Все это сопровождается важной оговоркой: сады показывают свое несовершенство читателям . Что приводит нас к следующей модели…

3. Несовершенство и обучение на публике

Сады несовершенны по своей природе . Они не скрывают своих острых углов и не претендуют на роль постоянного источника истины.

Размещение чего-либо несовершенного и наполовину написанного на «официальном сайте» может показаться странным.  Похоже, мы приберегаем все наши несовершенные заявления и плохо сформулированные заявления для платформ, которыми владеют и контролируют другие люди.Нас всех учили вести себя как маленькие, перформативные корпорации, когда дело доходит до представления себя в цифровом пространстве. Ведение блогов развилось в культуре Premium Mediocre миллениализма как способ продвижения вашего личного бренда и маркетинга вашего оптимизированного для SEO контента.

Странные, причудливые личные блоги начала 2000-х превратились в аккуратно созданные бренды с издательскими стратегиями и медийными кампаниями. Теперь у всех есть современный минималистичный логотип и ООО.

Цифровое садоводство — это ответ Domestic Cozy на профессиональный личный блог; он одновременно интимный и публичный, странный и гостеприимный. Он менее вылизанный, чем блог, но более вдумчив, чем лента Twitter. Он стремится накапливать личные знания с течением времени.

Подумайте об этом как о спектре. То, что мы сбрасываем в личные групповые чаты Telegram, DM и небрежные ветки твитов, является частью наших потоков хаоса — непрерывного потока идей с высоким уровнем шума/низким уровнем сигнала. С другой стороны, у нас есть почти идеальные и культивируемые артефакты, такие как опубликованные книги, которые вы обрезаете и ухаживаете годами.

Садоводство находится посередине. Это идеальный баланс хаоса и возделывания.

спектр управления знаниями, от потоков хаоса до культивируемой производительности публикации книги. Садоводство находится посередине.

Этот идеал несовершенства открывает мир возможностей, которые идеальный блогинг закрыл. Во-первых, он позволяет вам учиться публично ; практика обмена тем, что вы изучаете, по мере того, как вы это изучаете, а не десятилетие спустя, когда вы станете «экспертом». Ярлык, который вы никогда официально не заслужите, если только вы не работаете в высокоструктурированной и бюрократизированной отрасли, которая любит явные иерархические рейтинги. Остальным из нас остается иметь дело с постоянным синдромом самозванца.

Эта свобода, конечно, сопряжена с большой ответственностью. Публикация несовершенных и ранних идей требует, чтобы мы делали статус наших заметок понятным для читателей. Вы должны включить некий индикатор того, насколько они «готовы», и сколько усилий вы в них вложили.

Это может быть с простой системой категоризации. Например можно подойти к такой маркировке, как к садоводческой метафоре, где есть саженцы, взрослые деревья или кустарник.

Другие садоводы включают в свои посты эпистемический статус — краткое заявление, в котором четко указано, откуда они знают то, что знают, и сколько времени они потратили на изучение этого.

Gwern.net был одним из первых и наиболее последовательных садоводов, которые предлагали мета-размышления о своей работе. Каждая запись сопровождается:

  • теги темы
  • дата начала и окончания
  • тег стадии: черновик , в процессе или завершен
  • тег определенности: маловероятно , определенно и т. д.
  • 1-10 тег важности

Все это объясняется в руководстве на их веб-сайте , которое стоит прочитать, если вы разрабатываете собственную эпистемологическую систему.

Метаданные, доступные по каждому из эссе Гверна
Метаданные, доступные по каждому из эссе Гверна

Девон Зюегал — еще один известный садовод, чьи посты содержат эпистемический статус и эпистемические усилия , что указывает как на их уровень уверенности в материале, так и на то, сколько усилий было вложено в его создание. Они также приводят веские доводы в пользу ленивых эпистемических статусов как фичи, а не ошибки.

Эпистемическое усилие и метаданные эпистемического статуса в верхней части сочинения Девона Зуэгала
Эпистемическое усилие и метаданные эпистемического статуса в верхней части сочинения Девона Зуэгала

В том же духе Шон Ванг написал Условия обслуживания Digital Gardening , которые я обожаю и которым приписываю. Они просят читателя позволить автору ошибаться, предлагать конструктивную критику и приписывать его работу. Они просят садоводов быть внимательными к другим (не делиться личной информацией или именем и стыдом), предлагают эпистемическое раскрытие и отвечают на отзывы.

4. Игривый, личный и экспериментальный

Сады по своей природе неоднородны. Вы можете посадить те же семена, что и ваш сосед, но в итоге вы всегда получите другую расстановку растений.

Цифровые сады должны быть такими же уникальными и особенными, как и их растительные аналоги. Суть сада в том, что это личное игровое пространство. Вы организуете сад вокруг идей и средств, которые соответствуют вашему образу мышления, а не по чьему-то стандартизированному шаблону.

Ряд из четырех растений, три из которых выглядят одинаково, а одно дикое и необычное

В идеале это предполагает эксперименты с родными языками сети – HTML, CSS и JavaScript. Это самые гибкие и надежные инструменты, которые у нас есть для создания взаимосвязанных знаний в сети. Сады – это возможность подвергнуть сомнению устоявшиеся нормы « личного веб-сайта » и освободить место для более странных, более диких экспериментов.

Тем не менее, стоит признать, что погружение в полноценную веб-разработку просто выходит за рамки возможностей и интересов многих людей. Все еще есть место для персонализации и игры, если вы используете готовый шаблон или сервис – просто это будет в рамках ограничений этой системы.

Одной из целей этих гиперперсонализированных садов является глубокая контекстуализация . Главный урок эпохи социальных сетей Web 2.0 заключается в том, что сваливание миллионов людей в деконтекстуализированные социальные пространства — это дерьмовое шоу.

Лишенные каких-либо устоявшихся социальных норм и абстрагированные от наших конкретных культурных идентичностей, мы в конечном итоге оказываемся в неловких, раздражающих отношениях с людьми, которые социально непоследовательны для нас. Мы ничего не знаем об их жизни, происхождении или системах убеждений и должны предполагать худшее. Twitter предлагает нам только биографию из 240 символов. ФБ предварительно выбирает категории, которые он считает важными в вас — статус отношений, пол, родной город.

Сады предлагают нам возможность представить себя в формах, которые не являются шаблонными профилями. Это более точная версия, полная причуд, противоречий и сложности.

5. Совмещение культур и разнообразие содержания

Цифровые сады — это не просто набор взаимосвязанных слов. Хотя линейное письмо — это невероятный носитель, который хорошо служил нам чуть более 5000 лет, глупо делать вид, что работа в единственном носителе — достаточный способ исследовать сложные идеи.

Также абсурдно игнорировать тот факт, что мы живем в аудиовизуальном роге изобилия, которое стало возможным благодаря Интернету. Подкасты, видео, диаграммы, иллюстрации, интерактивная веб-анимация, научные статьи, твиты, черновые наброски и фрагменты кода должны жить и расти в саду.

Исторически монокультура была самым быстрым путем к голоду, вредителям и нехватке продовольствия. Не будьте фермером, выращивающим картофель в больших количествах, пока все остальные выращивают устойчивые смешанные культуры.

6. Независимое владение

Садоводство — это процесс выделения себе небольшого участка сети, которым вы полностью владеете и управляете.

Этот патч не должен находиться на серверах ФБ, LinkedIn, Twitter, Инсты или Medium. Ни одна из этих платформ не предназначена для того, чтобы помочь вам медленно наращивать и сплетать личные знания. Большинство из них активно борются с этим.

Если любой из этих сервисов обанкротится, ваши тексты и творения пойдут ко дну вместе с ним (и более безумные вещи случались в истории человечества). Ни у одного из них нет простой кнопки экспорта. И они, конечно, не передадут вам ваши данные в переносимом формате.

Набор огороженных садов с логотипами Twitter, Medium и Facebook рядом с открытым садом, созданным на HTML, CSS и Markdown

Независимое владение садом помогает вам планировать долгосрочные изменения. Вы должны думать о том, как вы хотите, чтобы ваше пространство росло в течение следующих нескольких десятилетий, а не только в течение следующих нескольких месяцев.

Если вы немного продумаете это заранее, вы сможете построить свой сад таким образом, чтобы его было легко переносить и адаптировать. Платформы и технологии неизбежно изменятся. Использование старых, надежных и широко используемых веб-форматов, таких как HTML/CSS, — это безопасный выбор. Резервное копирование ваших заметок в виде простых файлов markdown также не повредит.

Размещение вашего сада в открытом доступе также позволяет вам принять участие в будущем садоводства. В настоящее время наши сады — это скорее индивидуальные дела. Мы пока не придумали, как сделать их многопользовательскими. Но есть энтузиастическое сообщество разработчиков и дизайнеров, пытающееся это исправить. Трудно сказать, какие библиотеки, фреймворки и шаблоны проектирования могут появиться в результате этих усилий, но это определенно не произойдет за платным доступом к Medium.

Группа садов, между которыми перемещаются растения

И к чему это всё?

Если вы дочитали до этого момента, мой вам респект. Я сам дважды подходил к статье и прочитал её не сразу, долго откладывал в закладках. Но сама концепция, философия Цифрового сада, идущая в противоположном направлении трендовым подходам к созданию и распространению контента, вот эта концепция меня зацепила.

Документы в интернете легко редактируются, но быстрый мир соцсетей просто стирает такую возможность. Охват у любого поста собирается практически моментально, любое дополнение к высказанному мнению, получается в разы меньше внимания. Поэтому либо всё, либо ничего.

А тут возможность исследования темы в условной статье, с дописыванием и расширением её. Уход от погони за количеством к качеству и глубине. Википедия прекрасный пример, это же реальный Цифровой сад, удивительно, почему в оригинальное статье ей почти не уделяет внимание. Но она идеально выполняет свою задачу: сад живой, он растёт, совершенствуется, что-то удаляется, что-то добавляется.

Меня такая концепция заставила задуматься над возможной трансформацией DNative, либо создания чего-то отдельного… Надеюсь и вас натолкнёт на размышления.

Алексей Ткачук

Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru

В SMM с 2013 года

Это я написал статью. И весь блог.

Close