Instagram – это мир ботов и фейков. Интересно, сколько их в процентном соотношении от всей массы пользователей сети, но, как мне кажется, цифры приближаются к 10-20% от всего актива и это… очень много.
SMMщики, а это мы, сталкиваемся с ботами на постоянной основе и выработали к ним идеальный иммунитет.
А пользователи нет. Поэтому с завидной регулярностью появляются истории, когда ушлые чёрные-SMMщики создают толпы фейковых профилей, мимикрирующих под официальные страницы брендов, которые готовы дарить много всего за подписку на аккаунт и репост его поста.
Знакомо? Мне вот да. В 2017 году в Беларусь пришли магазины Zara и все их друзья до этого мы все дружно катались за ними в Вильнюс и ушлые товарищи поспешили воспользоваться ажиотажем вокруг открытия, а он был нешуточный.
Были созданы профили “Zara_minsk”, “zara_official” и всё в таком же духе, которые готовы были в честь открытия подарить каждому, кто подписался, по 5-10-15$ на покупки. подписывались тысячи.
Это не новый тип “развода”, ему как минимум года 2-3. Только вот бренды, за небольшим исключением, практически не уделяют фейкам внимания, лишь изредка упоминая об обмане в своих официальных профилях, что ситуацию не облегчает.
И всё это выливается в обозлённых “простых пользователей”, которые выполнили условия конкурса в фейковых профилях и пошли довольными в магазины бренда за своими подарками. А там их не ждали, про акцию не слышали и дарить ничего не хотят. Негатив, вот он.
Фейки напали на бренд в Instagram?
На днях мы в getbob digital agency столкнулись с аналогичной проблемой с одним из наших любимых клиентов, оператора мобильной связи velcom начали клонировать в Instagram.
В официальный и верифицированный Instagram-аккаунт пришли сообщения от удивлённых пользователей, мол “тут аттракцион невиданной щедрости, это ваше?”
Пример мимикрии под официальный аккаунт бренда в Instagram.
Фейковый аккаунт
velcom
Официальный аккаунт velcom
Эта ситуация отличалась от всех предыдущих заходов поддельных профилей своей масштабностью, что вылилось, как по мне, в одну большую глупость.
Мы насчитали около 80 фейковых профилей аккаунта velcom, каждый из которых предлагал пользователям от 1,5 до 2,5$ за подписку и пост в Stories.
А insta-сообщество в Беларуси небольшое, поэтому даже “верившие” пользователи быстро осознали, что что-то пошло не так.
В итоге атака клонов принесла нашему профилю почти 800 живых подписчиков за 2 дня, профилю конкурента почти 1000. Пользователи начали искать информацию и находили реальные аккаунты брендов.
Что делать, когда ваш бренд атакуют фейки в Instagram?
1. Уведомляем о фейковой активности своих подписчиков с помощью Stories/поста в ленте
2. Жалуемся с аккаунта бренда, через приложение Instagram
3. Составляем список аккаунтов, выдающих себя за официальный профиль. Это не сложно, в @username будет фигурировать название бренда
4. Находим скан документов о регистрации товарного знака
5. Заполняем форму https://help.instagram.com/contact/230197320740525
“Я нашел(-ла) контент, который, как я считаю, нарушает мои права на товарный знак” и далее следуем инструкции.
6. Если документов под рукой нет, всегда можно пожаловаться на плагиат фотографий из вашего профиля, обычно именно оттуда контент и берут.
На блокировку всех 80 фейковых аккаунтов у нас ушло менее двух суток.
За оперативное разруливание ситуации хочу поблагодарить своего коллегу Андрея Богача, который оперативно взял ситуацию под свой контроль и не дал распространиться заразе:)
Зачем создают фейковые профили крупных брендов?
Самый главный вопрос адекватного человека: зачем и кому всё это надо? Понятно, что имидж такими вещами испортить крайне сложно, но что ещё?
А на деле всё прозаично. Очередной виток активности фейков, который на этот раз затронул мобильных операторов в России, Украине и Беларуси, был вызван одним ушлым “мамкиным предпринимателем”, опубликовавшим очередную прибыльную схему заработка с нулевыми вложениями.
Ссылку давать не стану, вдруг вы сами захотите организовать подобное. Суть проста: создаём десятки/сотни фейков известных брендов, можно даже вручную. Копируем часть их контента, делаем шапку, формата:
Первые 10.000 подписчиков получат новые кроссовки! Подпишись и расскажи о нас в Stories с активной ссылкой!
Далее подписываемся с такого профиля на пару сотен живых пользователей, остальное они сделают за вас. Вирус распространяется, вы получаете тысячи подписчиков, после чего удаляете всю информацию из профиля и продаёте его на бирже.
Счастье и радость в мир приносят такие умники.
Схема простейшая, так что ждите десятки и сотни копий брендов в Instagram, обещающих подарки каждому подписчику. И готовьте план действий по удалению такого мусора заранее.
А ещё они занимают полезные брендовые username, что совсем печально.
На этом всё. Если вы всё ещё не подписались на мой канал в Telegram, страницу блога в Facebook или Вконтакте, то я вообще не понимаю, как вы живёте?:)
Алексей Ткачук
Digital-блогер, SMM-стратег, создатель блога Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital и сервиса для поиска блогеров ВКонтакте statama.ru
В SMM с 2013 года
Это я написал статью. И весь блог.